Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Сознание: что это такое и что с ним делать. Обзор буддийских представлений о сознании и его развити


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Новости
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Глеб Иванов



Зарегистрирован: 14.04.2019
Суждений: 108

582768СообщениеДобавлено: Вс 18 Июл 21, 22:26 (3 года тому назад)    Сознание: что это такое и что с ним делать. Обзор буддийских представлений о сознании и его развити Ответ с цитатой

Сознание: что это такое и что с ним делать. Обзор буддийских представлений о сознании и его развитии

Мы подготовили расшифровку лекций курса Андрея Терентьева о сознании. Они прочитаны в рамках семинара «Сознание: что это такое и что с ним делать. Обзор буддийских представлений о сознании и его развитии» 6-9 марта 2020 года в Москве. Курс был организован буддийским центром «Ганден Тендар Линг» и адресован широкой аудитории.

Андрею Терентьеву выражаем признательность за помощь в работе над текстом.

Лекции можно скачать бесплатно по ссылке https://narthang.ru/product/soznanie-chto-eto-takoe-i-chto-s-nim-delat-elektronnaya-kniga
Поддержать нашу работу на сайте объединения https://dharma-volunteers.ru/

Содержание

Лекция 1

Прежде чем погрузиться в буддизм, Андрей Анатольевич Терентьев предлагает взглянуть на историю западной философской мысли с позиции её отношения к сознанию.

Лекция 2

Информационная теория сознания Дубровского. Взаимосвязь идеального и материального с позиции науки и философии. Исследования паранормальных явлений в Советском Союзе. Буддийская мистика.

Лекция 3

Как известно, буддизм знал о «квантовом мире» задолго до появления современной квантовой теории. Третья лекция курса посвящена тому, как описываются процессы восприятия явлений в учениях самой старейшей из существующих ныне буддийских традиций.

Лекция 4

Речь в четвёртой лекции семинара пойдёт не только о тонкостях буддийской терминологии, но и о «тонкой материи». Что представляет собой сознание, когда восприятие отсутствует? Что такое аспект лучезарности, который передан в ранних источниках словами «сияющ ум»? Эти и другие сокрытые от грубого осознавания вопросы освещаются в рамках доктрин тхеравады и сарвастивады.

Лекция 5

Обсуждение понимания сознания школами традиции Махаяны начинается с крушения привычных представлений о реальности радикальным «методом Нагарджуны». Андрей Анатольевич подробно рассказывает о «споре» величайших тибетских мыслителей по поводу концепции двух истин.

Лекция 6

Ещё раз об относительной и абсолютной истинах, а также о двух видах неведения и ярлыках, которые мы навешиваем на реальность. О том, что наше понимание зависит от множества кармических факторов и потенциала и почему для постижения сути нужно делать добрые дела, а не усиленно думать.

Лекция 7

Как современная наука подошла к буддизму в вопросах понимания функционирования ума и устройства реальности: теории квантовой физики, уравнение Шрёдингера и «парадокс друга Вигнера», эвереттовские миры, концепция М. Б. Менского.

Лекция 8

Воззрение о сознании в контексте буддийской школы йогачара. Развенчивание мифа о читтаматре, которая якобы считает ум единственно существующей реальностью. Концепция алая-виджняны. Как правильно пользоваться различными философскими системами и возможно ли увидеть реальность в суперпозиции.

Лекция 9

В заключительной лекции семинара о сознании Андрей Анатольевич знакомит слушателей с такими терминами йогачары, как клиштаманас и татхагатагарбха, говорит о парадоксе атмана в буддизме, подводит к пониманию ясного света (тончайшего сознания) и других элементов воззрения Тантры и даёт ряд ценных практических советов.

Андрей Анатольевич Терентьев — буддолог, тибетолог, переводчик, редактор и издатель важнейших буддийских сочинений на русском языке, в том числе основополагающего труда Чже Цонкапы «Ламрим Ченмо» («Большое руководство к этапам пути Пробуждения»). А. А. Терентьев основал первое в России буддийское издательство «Нартанг» и журнал «Буддизм России», участвовал в создании Санкт-Петербургского союза буддистов и способствовал возвращению верующим дацана Гунзэчойнэй. В 1990-е годы во время визитов Его Святейшества Далай-ламы XIV в Россию и страны Балтии был его личным переводчиком. Является опытным буддийским практиком и первым сертифицированным российским учителем ФПМТ (Фонд поддержания махаянской традиции).
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13402

582772СообщениеДобавлено: Пн 19 Июл 21, 01:34 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Ни одна буддийская школа не говорит, что через дискурс, через
логику и понятийные системы мы можем осмыслить понятие «со-
знание» — оно выходит за пределы логики. Для этого есть много
оснований, но самое простое состоит в том, что всякое слово и поня-
тие является общим. Общее и частное — это вещи, друг к другу не-
сводимые. При непосредственном восприятии любая вещь уникаль-
на и бесконечно богата. Глядя на столик, мы видим столик такой-то
формы, из такого-то материала, с такими-то функциями, с тем, что
на нём стоит; а когда мы говорим слово «стол» или «столик», то
подразумеваем нечто [более абстрактное], что не имеет всех особен-
ностей данного конкретного столика, это общее понятие. Но общие
понятия необходимы нам для того, чтобы подобраться к сути дела,
поэтому, если общие понятия не могут дать конечный результат,
то есть реализацию и постижение, это не значит, что они не нужны
вовсе и их можно отбросить. Они как лестница, которую, как гово-
рил Витгенштейн, можно отбросить, когда ты поднялся на крышу10.

Всегда поражался умению лекторов все запороть в первых же абзацах. Причем у вас текст печатный. Можно было бы его отредактировать.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Глеб Иванов
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Глеб Иванов



Зарегистрирован: 14.04.2019
Суждений: 108

582775СообщениеДобавлено: Пн 19 Июл 21, 02:32 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Ни одна буддийская школа не говорит, что через дискурс, через
логику и понятийные системы мы можем осмыслить понятие «со-
знание» — оно выходит за пределы логики. Для этого есть много
оснований, но самое простое состоит в том, что всякое слово и поня-
тие является общим. Общее и частное — это вещи, друг к другу не-
сводимые. При непосредственном восприятии любая вещь уникаль-
на и бесконечно богата. Глядя на столик, мы видим столик такой-то
формы, из такого-то материала, с такими-то функциями, с тем, что
на нём стоит; а когда мы говорим слово «стол» или «столик», то
подразумеваем нечто [более абстрактное], что не имеет всех особен-
ностей данного конкретного столика, это общее понятие. Но общие
понятия необходимы нам для того, чтобы подобраться к сути дела,
поэтому, если общие понятия не могут дать конечный результат,
то есть реализацию и постижение, это не значит, что они не нужны
вовсе и их можно отбросить. Они как лестница, которую, как гово-
рил Витгенштейн, можно отбросить, когда ты поднялся на крышу10.

Всегда поражался умению лекторов все запороть в первых же абзацах. Причем у вас текст печатный. Можно было бы его отредактировать.

Что здесь не так, уточните, пожалуйста?


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49306

582776СообщениеДобавлено: Пн 19 Июл 21, 06:38 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Только то, что у буддистов "во всех школах" конкретный "столик" как раз сводится к общему "столик", и не обнаруживается никакого уникального частного столика. "Несводимый столик" - это дхармин стола, он же атман, такое отрицается. А то, что не сводится к общему "столик", для буддистов уже не столик. Не сводятся к одному лишь общему - только дхармы, и то не во всех школах. В Гелуг-па, к которой, вроде бы, относит себе уважаемый Андрей Терентьев, полностью сводятся к общему и они. Это основы буддийской логики, самые азы. А лабуда про лестницу понятий, которую отбрасывают, просто чистый нью-эйдж.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 4022

582778СообщениеДобавлено: Пн 19 Июл 21, 08:18 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Я так понимаю, что фраза
«Глядя на столик, мы видим столик такой-то формы, из такого-то материала, с такими-то функциями, с тем, что на нём стоит»
описывает обыденное понимание, но не философское, а далее:
«а когда... »
показывает, что даже на этом уровне (не вдаваясь в философию школ) имеется разница.
А под «сутью дела» здесь:
«Но общие понятия необходимы нам для того, чтобы подобраться к сути дела»
подразумеваются последующие объяснения философских идей. Думаю так.


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13402

582787СообщениеДобавлено: Пн 19 Июл 21, 16:50 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Глеб Иванов пишет:
Цитата:
Ни одна буддийская школа не говорит, что через дискурс, через
логику и понятийные системы мы можем осмыслить понятие «со-
знание» — оно выходит за пределы логики. Для этого есть много
оснований, но самое простое состоит в том, что всякое слово и поня-
тие является общим. Общее и частное — это вещи, друг к другу не-
сводимые. При непосредственном восприятии любая вещь уникаль-
на и бесконечно богата. Глядя на столик, мы видим столик такой-то
формы, из такого-то материала, с такими-то функциями, с тем, что
на нём стоит; а когда мы говорим слово «стол» или «столик», то
подразумеваем нечто [более абстрактное], что не имеет всех особен-
ностей данного конкретного столика, это общее понятие. Но общие
понятия необходимы нам для того, чтобы подобраться к сути дела,
поэтому, если общие понятия не могут дать конечный результат,
то есть реализацию и постижение, это не значит, что они не нужны
вовсе и их можно отбросить. Они как лестница, которую, как гово-
рил Витгенштейн, можно отбросить, когда ты поднялся на крышу10.

Всегда поражался умению лекторов все запороть в первых же абзацах. Причем у вас текст печатный. Можно было бы его отредактировать.

Что здесь не так, уточните, пожалуйста?

Обсуждаемый вопрос затрагивает два понятия "единичное". В логике, где оно пришло из грамматики, и обозначает "менее общее чем остальные общие понятия". Т.е. то же самое "общее". Имена "Луна", например, "Москва". У меня есть версия, что это в основном в российских-советских учебниках было, потому что в некоторых зарубежных такое деление отсутствует. Его просто упомянуть, перед тем как исключить, поскольку оно целиком лежит в области мышления и процесса осмысления. (Оно же "частное" - под-категория, вид общего).

Второе - свалакшана у Дхармакирти по Ф.И. Щербатскому. Уникально-единичное, полностью, целиком, "изначально" и пр не есть область мышления ввиду своего генетического отличия от мышления, оперирующего общими понятиями.

Так вот А. А. Терентьев, в самом начале своих лекций заявляет "логические вилы". Либо он что-то осмысливает "свалакшанными понятиями", что невозможно, либо все его лекции не имеют смысла, поскольку предмет не может быть осмыслен.

Еще есть подозрение, что он путает "единичное" из логики и "свалакшаны-единичное" у Дхармакирти, хотя это разные предметы - логика и гносеология:

Цитата:
Глядя на столик, мы видим столик такой-то
формы, из такого-то материала, с такими-то функциями, с тем, что
на нём стоит; а когда мы говорим слово «стол» или «столик», то
подразумеваем нечто [более абстрактное], что не имеет всех особен-
ностей данного конкретного столика, это общее понятие.

Считает более детализированное общее - логическую единичность за свалакшаны.

Пратьякша и анумана = 90% пратьякши и 10% ануманы в пратьякше и 10% пратьякши и 90% ануманы в анумане. Они друг друга не исключают. Все эти тибетские "прямые восприятия" - метафора.

Цитата:
можно отбросить

Нельзя. Верх у низа не отбросить. Задача не всё осмыслить во всех смыслах, как у джайнов, а осмыслить (понять) нужное для достижения цели. И вот тут "общее" у вас рулит и педалит. "Что такое вилка" вы осмысляете каждый день, невзирая на ее "бесконечное богатство". "Этовость" в восприятии у всех - "этовость". Только будды ее верно понимают осмысляют прямо воспринимают, благодаря выстроенному в основе категорийному аппарату - "общему".

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13402

582790СообщениеДобавлено: Пн 19 Июл 21, 17:04 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

чайник2 пишет:
Я так понимаю, что фраза
«Глядя на столик, мы видим столик такой-то формы, из такого-то материала, с такими-то функциями, с тем, что на нём стоит»
описывает обыденное понимание, но не философское, а далее:
«а когда... »
показывает, что даже на этом уровне (не вдаваясь в философию школ) имеется разница.
А под «сутью дела» здесь:
«Но общие понятия необходимы нам для того, чтобы подобраться к сути дела»
подразумеваются последующие объяснения философских идей. Думаю так.

Если только понимание философских идей у него равно "непосредственному восприятию". Но пример со столиком, подкрепленный цитатой Витгенштейна, имеет обратный смысл.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13402

582791СообщениеДобавлено: Пн 19 Июл 21, 17:25 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Вспоминается пример одного оч популярного в недавнее время ламы, который заявлял, что "не попробовав вкус конфеты вы не ничего не поймете". А когда его ученики закономерно ломанулись "пробовать" на всякие посвящения, поскольку рациональную сферу он сам исключил, то он начал на них ругаться, типа вы неправильно делаете. Мутное тибетское сравнение с обратным смыслом тут конечно ни при чем Laughing
_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Андрей Терентьев
Гость


Откуда: Bьdelsdorf


582844СообщениеДобавлено: Вт 20 Июл 21, 11:10 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Спасибо за замечание, но я с ним не согласен. Уважаемый оппонент говорит, что моё указание на различие конкретного столика и понятия "столик" неверно потому,  "... что у буддистов "во всех школах" конкретный "столик" как раз сводится к общему "столик", и не обнаруживается никакого уникального частного столика."
Честно говоря, не понимаю, почему он так думает.
Возьмем для простоты хотя бы Учебник логики Дхармакирти с комментарием Дхармоттары, который перевёл когда-то Щербатской. В разделе о чувственном восприятии Дхармакирти говорит:
"14. действительно существуют только такие (единичные) сущности.
15. Потому что реальная вещь характеризуется тем, что она способна быть объектом целесообразного действия.
16. Противополагается ей общая сущность объекта.
17. Это общая сущность есть объект умозаключения"
(цитирую по русскому переводу, изданному в 1995 г."Теория познания и логика по учению позднейших буддистов", часть 1, с.113-116)  
Приведённая цитата свидетельствует, что конкретный "столик" как раз НЕ сводится к общему "столик" ни у Дхармакирти, ни у всех буддийских школ опирающихся на его логику. Именно об этом я и говорил. И, конечно, четкое различение единичного воспринимаемого объекта и общего его понятия - это довольно общее место и для всех других логико-эпистемологических систем, пусть и с разными онтологиями.

С уважением, Андрей Терентьев
www.buddhismofrussia.ru
Narthang.ru


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49306

582845СообщениеДобавлено: Вт 20 Июл 21, 11:12 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Андрей Терентьев пишет:

Честно говоря, не понимаю, почему он так думает.
Возьмем для простоты хотя бы Учебник логики Дхармакирти с комментарием Дхармоттары, который перевёл когда-то Щербатской. В разделе о чувственном восприятии Дхармакирти говорит:
"14. действительно существуют только такие (единичные) сущности.

Это же о кшанах, они же (рупа-)дхармы. Вовсе не о столике. Спасибо за ответ.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Новости Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.027 (0.088) u0.014 s0.001, 18 0.013 [255/0]