Цитата:
...Бхагаван ответил:
– Ады, Манджушри, – ложные умопостроения мирских простаков, ложно понимающих несуществующее, они порождаются их собственными умопостроениями.
Манджушри спросил:
– Где, Бхагаван, образуются ады?
Бхагаван ответил:
– Ады, Манджушри, образуются в пространстве. Так как ты думаешь, Манджушри, возникают обитатели адов – из собственных умопостроений, или возникают по своей природе?
Манджушри ответил:
– Исключительно через свои собственные умопостроения, Бхагаван, производят мирские простаки представления об адах, мире животных, мире голодных духов. И из-за приписывания несуществующего они чувствуют боль, чувствуют боль в этих трёх несчастных уделах. И как я, Бхагаван, вижу ады, – так я ощущаю адскую боль.
Вот, например, Бхагаван, какой-то человек уснул и приснилось ему, что он родился в аду. Там ему может привидеться, что его бросили в громадный кипящий огненный котёл, вмещающий много людей. Там он может чувствовать боль, как будто его глубоко пронзают острыми ножами, там он может в уме почувствовать острую боль от пламени – он ужаснётся и задрожит. Проснувшись в страданиях с криком: "Ой, больно! Ой, больно!", – он будеть стенать. Тогда его друзья и родственники спросят его: "Почему тебе так больно?" И он ответит друзьям и родственникам "Я ощутил адскую боль!" И обиженно закричит им "Конечно же, я чувствую адскую боль, а вы ещё будете меня спрашивать, почему я так страдаю!" И тогда друзья и родственники скажут ему "Да не бойся, дружище, не бойся! Ты же спал, ты никуда не выходил из этого дома." И он вспомнит, что спал, и скажет "Я вообразил то, чего нет" И придёт в себя.
В примере, Бхагаван, человек уснул и, погрузившись в сновидение – из-за приписывания несуществующего, – мог увидеть себя в аду. Подобным же образом, Бхагаван, миряне-простаки из-за ложных представлений видят себя умершими и испытывающими боль на протяжении веков. В примере, Бхагаван, его друзья и родственники сказали ему: "Да не бойся, дружище, не бойся! Ты же спал, ты никуда не выходил из этого дома." Подобным же образом, Бхагаван, Будды-Бхагаваны учат Дхарме тех, кто охвачен четырьмя заблуждениями: "Здесь нет ни мужчин, ни женщин, ни существ, ни душ, ни Я, ни личности. Все эти явления ложны, несуществующи все эти явления, неправильно поняты все эти явления, подобны спектаклю иллюзиониста все эти явления, подобны сновидению все эти явления, призрачны все эти явления, подобны отражению луны в воде все эти явления". И так далее.
Услышав такое учение Татхагаты, они начинают видеть все явления без страсти, начинают видеть все явления без заблуждений, без собственной природы, без завес. Они уходят, устремив ум в пространство. Уйдя, они достигают нирваны, – нирваны без остатка.