Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Насколько описание Джан Виктора Пелевина совпадает с буддистскими представлениями?


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Железный
заблокирован


Зарегистрирован: 11.04.2018
Суждений: 298

487304СообщениеДобавлено: Чт 06 Июн 19, 23:47 (5 лет тому назад)    Насколько описание Джан Виктора Пелевина совпадает с буддистскими представлениями? Ответ с цитатой

Джаны. Виктор Пелевин про медитацию и инсайты.
Отрывок из новой книги Тайные виды на гору Фудзи.
Джанами называются первые четыре уровня глубокого
медитативного сосредоточения (самадхи). В состоянии
джаны полностью преодолены пять чувственных помех,
ум всецело настроен на единственный объект медитации,
а также обладает огромной мощью, чистотой, остротой и
ясностью распознавания, благодаря чему джана идеально
подходит для прозрения (випассана), ведущего к
реализации высшей цели буддизма - достижения
Нирваны.
...За счастье первой джаны приходилось бороться,
постоянно напоминая себе, что борьба за него не нужна.
В общем, трудно это объяснить, но умом все еще
приходилось управлять, причем весьма хитрым образом.
И тогда я задумался – а почему бы не войти в это
блаженство глубже? Так глубоко, чтобы не было нужно
балансировать на его краю, постоянно устремляя к нему
ум? И как только я увидел такую возможность, это
немедленно произошло. Блаженство осталось тем же
самым, но теперь ему уже ничто не угрожало. Оно никуда
не ускользало, за ним не надо было гнаться. Оно было
надежным и вездесущим, его источник находился со всех
сторон сразу – я словно отпустил наконец костыли, на
которых приковылял в это дивное место. Можно было не
держаться ни за что. Усилие больше не требовалось.
Прежде я не мог поверить, что может существовать что-
то лучше первой джаны – и как же было посрамлено мое
маловерие! Такое сравнение, наверно, неизбежно: до этих
опытов я действительно думал, что сильнейшее из
наслаждений, доступных человеку (во всяком случае,
мужчине) – это акт любви. Так вот, если взять самое
интенсивное и яркое из испытанного мной в этой области
то…
Вот если бы можно было усилить оргазм до полной
невыносимости, заполнить им все тело и душу, убрать из
него судорожную суетливость и заменить неподвижным
спокойствием, а потом растянуть на час или два,
получилось бы нечто… Впрочем, нет. Это уподобление
хромает. Любовный экстаз – это узкая щелка для
подглядывания, peep show, где в лучшем случае есть
секунда, когда виден уголок первой или второй джаны.
Оргазм напоминает обещание, которое природа дает – и
тут же берет назад. А в джане не было никакого обмана,
и если первая тоже отчасти была обещанием, то вторая
была исполнением этого обещания. Если первая джана
походила на приближение к солнцу, то вторая напоминала
погружение в его глубины. Но это солнце не жгло – оно
было очаровательно прохладным, и сделано было не из
огня, а из счастья. Вихри невыразимого наслаждения
подхватывали меня и нежно передавали друг другу; в
этом сосредоточенном восторге была такая мощь, такая
глубина, такая надежность…
Мне даже интересно стало – насколько сильным может
быть блаженство? Да каким угодно, как бы ответила
джана, любым, какое ты можешь выдержать, не сгорев.
И я окунулся в восторг, который просто нечем было
измерить. Я и подумать не мог, что такое бывает.
Наркотики? Господи, да какие к черту наркотики.
Конечно, как и с оргазмом, отдаленное сходство можно
найти: еще одна замочная скважина, сквозь которую
можно подглядывать. Только на всех знакомых человеку
замочных скважинах гроздьями сидят черти и тычут
оттуда в глаз ржавой вязальной спицей. Смешно даже
сравнивать. Из моего рассказа может показаться, что
джана – это какое-то неспокойное состояние, где то и
дело что-то меняется. На самом деле оно абсолютно
спокойное и неподвижное, очень ясное, и всякие
поползновения ума что-то подумать становятся тут же
видны. Мысли прячутся от джаны как летучие мыши от
дневного света, и время там идет совсем по-другому. Я
уже говорил, что в этом состоянии меня то и дело
посещали разного рода мимолетные постижения (саядо
назвал их «инсайтами»), которые, однако, не
превращались в поток мыслей – все становилось ясно
сразу же, и обмусоливать постигнутое не было никакой
необходимости. Ум оставался неподвижно прикованным к
джане. Мне даже трудно называть подобные постижения
своими – может быть, это были мнения саядо Ана,
занесенные в мою голову сквозняком джаны. Одно из
таких быстрых пониманий-инсайтов показалось мне
интересным, когда я вспомнил его после опыта.
Постараюсь сейчас его расшифровать. Мы почему-то
думаем, что «жизнь» должна опираться на органику, на
разных червей и обезьян, ползающих по поверхности
громадных каменных шаров. И других вариантов мы
просто не видим. До такой степени, что у нашего Бога
есть свойственный приматам волосяной покров – борода,
за которую его то и дело хватают отважные
человеческие мыслители. Но «жизнь» – это просто
переживание ограничений и обязательств,
накладываемых материей на сознание. Сцепление одного
с другим на некоторое время. И происходить это
сцепление может любым способом, какого только
пожелает сознание, выдумавшее эту самую материю для
своего развлечения. Так вот, я не зря сравнил вторую
джану со звездой: мне показалось, что похожие
состояния переживает ум, сцепленный со звездной
материей. Эти космические джаны длятся, с нашей точки
зрения, почти вечно: невыразимый восторг горения
голубой звезды, спокойная радость желтого солнца,
снисходительное довольство красного гиганта…
Звезды ведь горячи только для нас. Сами для себя они
полны прохлады, и в сердце их бьет ключ вечной
радости. И еще – звезды не думают. Оно им не нужно.
Думаем мы – о том, как бы нам, это, стать звездой.
Долгая практика джан, понял я, создает причины для
того, чтобы оказаться потом в этом звездном измерении.
Когда ум хорошо с ним знаком, не надо даже молиться
небесному начальству – все произойдет самым
естественным образом. Я не знаю, что это за измерение
и
звезды это на самом деле или что-то иное, но понимание
было отчетливым и ясным, как и прочие настигшие меня
инсайты.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Росс
Гость





487352СообщениеДобавлено: Пт 07 Июн 19, 03:41 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

А что здесь должно смущать? Может быть излишняя эмоционально-чувственная экзальтированность переживания? Так это личное дело, индивидуальный опыт. Утончение опыта в созерцании приводит в конечном счёте к совершенному покою, не требующему какого-то чувственного  и тем более образного оформления, выражения. Переживание абсолютной прозрачности существования, чистого потока отсутственности самой по себе и т.д. - это тоже дхьяна.
Наверх
андрей12
заблокирован


Зарегистрирован: 08.09.2018
Суждений: 1636
Откуда: Владивосток

492288СообщениеДобавлено: Сб 06 Июл 19, 17:26 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Я конечно не много знаю о буддизме, но в описании мелькнули и не раз термины из буддизма. То есть общим можно назвать лишь термины. Ну а касаемо смысла и практики, то ноль. И к тому же, при чем здесь бог как личность.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
PavelPAS
заблокирован


Зарегистрирован: 24.11.2018
Суждений: 1011
Откуда: Подмосковье

495083СообщениеДобавлено: Ср 24 Июл 19, 16:19 (5 лет тому назад)    Re: Насколько описание Джан Виктора Пелевина совпадает с буддистскими представлениями? Ответ с цитатой

Джаны это сложно. В творчестве Пелевина ближе к началу пути - мухоморы. Много лет назад помню почитал гуру мэтра, и пошёл в лес, где нашел пару безупречных грибочков с  красными шляпами, засушил. Потом зимой сухие мухоморы отваривал в небольшом объёме воды 20+ минут. Если не доварить, будет много токсина и вас будет тошнить. Также токсин распадается со временем (учтите, у меня полгода были сушеными, иначе варить надо дольше). Если переварить, то не подействует (распадётся не только токсин, но и второй компонент ради которого всё и делается). Я видимо переварил и эффект был на уровне плацебо, зато был безупречно вкусный супчик с грибным запахом среди зимы. Тем не менее, если кто скажет что Пелевин - это не традиция буддизма, плюньте ему в глаз. (но нив коем случае не мешайте с алкоголем, печень не восстановится)
_________________
Это сообщение будет неодобрено Antaradhana.
Бродит дурачок по лесу, ищет дурачок глупее меня.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

495087СообщениеДобавлено: Ср 24 Июл 19, 19:32 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Пелевин попытался вас заинтересовать буддийской медитацией. Похоже, ему это удалось. Теперь осталось только сравнить переживания его персонажа с вашими.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

495093СообщениеДобавлено: Ср 24 Июл 19, 21:58 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Пелевин молодец. Хороший человек.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.026 (0.190) u0.009 s0.002, 18 0.016 [247/0]