Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Буддизм не отрицает свободу воли (санскритолог Р. Пишель, буддолог В. Г. Лысенко)

Страницы 1, 2, 3  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Алексей_Михайлов
заблокирован


Зарегистрирован: 21.04.2015
Суждений: 1111

484450СообщениеДобавлено: Вс 26 Май 19, 07:37 (6 лет тому назад)    Буддизм не отрицает свободу воли (санскритолог Р. Пишель, буддолог В. Г. Лысенко) Ответ с цитатой

Санскритолог Р. Пишель считал, что Будда был сторонником существования свободы воли[4] и указывал на её существование следующими словами: «Я учу, что есть действие, дело, воля»[5].

В современной буддологии считается, что свобода воли прямо связана с концепцией кармы. Согласно последней концепции, у кармы существуют две части: дайва (судьба) и пуруша-кара («человеческое действие»). Первая часть кармы связана с прошлыми поступками и является частью, которую человек не может изменить. Вторая часть является «свободной инициативой», с помощью которой человек может действовать таким образом, чтобы создать условия для изменения будущего. В качестве предельного проявления пуруша-кары человек может «прекратить действие закона кармы» и достигнуть нирваны[6].

Буддолог В. Г. Лысенко также отмечает, что свобода воли в традиции может пониматься через следующие утверждения[7]:

«Дхармы сознания обладают свойством подавлять и направлять действие других дхарм».
При помощи четаны (намерения) осуществляется выбор участи человека, ведущей к «религиозной добродетели» или «омрачениям».

Таким образом, указывает Лысенко, свобода выбора является «объективным» событием, появляющимся вследствие действия прочих внешних и внутренних событий, которые, в свою очередь, не отделены друг от друга, а являются «единством многих дхармических линий»[8].
_
4. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение / Сост. Г. Г. Горбунова, доп. А. И. Кузьмина. — М.: Амрита-Русь, 2004. — 184 с
6. Лысенко В. Г. Карма // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц;. — М.: Восточная литература, ИФ РАН, 2011. — С. 360—369. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
7. Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФ РАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9.
8. Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФ РАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7321

484471СообщениеДобавлено: Вс 26 Май 19, 11:04 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Исключение свободы воли делает безначальную авидью бесконечной, нирвану недостижимой.
Решение достичь нирваны позволяет процессу завершиться, без чего он будет оставаться бесконечным.

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

484523СообщениеДобавлено: Вс 26 Май 19, 15:02 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Свобода воли есть, но она весьма ограничена обусловленностью. Например, если человек родился и был воспитан в племени дикарей-охотников, то у него немного шансов выйти за рамки регулярных убийств животных на охоте и периодических убийств людей, в стычках с соседними племенами. Что уж говорить про хищных животных, которые с рождения обречены на убийства других.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30621

484536СообщениеДобавлено: Вс 26 Май 19, 15:45 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Свобода воли есть, но она весьма ограничена обусловленностью. Например, если человек родился и был воспитан в племени дикарей-охотников, то у него немного шансов выйти за рамки регулярных убийств животных на охоте и периодических убийств людей, в стычках с соседними племенами. Что уж говорить про хищных животных, которые с рождения обречены на убийства других.
Или же, если человек родился в семье советских коммунистов, воспитанных невежественными воспитателями, и вырос в клане вечно недовольных своей жизнью провинциальных интеллигентов и госслужащих, то каковы его шансы вырваться из пут догматического мышления и всеотравляющего негативизма?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Ёжик, Antaradhana
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

484538СообщениеДобавлено: Вс 26 Май 19, 15:52 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Antaradhana пишет:
Свобода воли есть, но она весьма ограничена обусловленностью. Например, если человек родился и был воспитан в племени дикарей-охотников, то у него немного шансов выйти за рамки регулярных убийств животных на охоте и периодических убийств людей, в стычках с соседними племенами. Что уж говорить про хищных животных, которые с рождения обречены на убийства других.
Или же, если человек родился в семье советских коммунистов, воспитанных невежественными воспитателями, и вырос в клане вечно недовольных своей жизнью провинциальных интеллигентов и госслужащих, то каковы его шансы вырваться из пут догматического мышления и всеотравляющего негативизма?
Имеющего язык основанный на христианских понятиях (спасибо, и др), культурном коде православия где идеал - воскрешение и вечная жизнь, и вдруг стать буддистом желающим ее прекратить.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30621

484540СообщениеДобавлено: Вс 26 Май 19, 16:01 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ёжик пишет:
Горсть листьев пишет:
Antaradhana пишет:
Свобода воли есть, но она весьма ограничена обусловленностью. Например, если человек родился и был воспитан в племени дикарей-охотников, то у него немного шансов выйти за рамки регулярных убийств животных на охоте и периодических убийств людей, в стычках с соседними племенами. Что уж говорить про хищных животных, которые с рождения обречены на убийства других.
Или же, если человек родился в семье советских коммунистов, воспитанных невежественными воспитателями, и вырос в клане вечно недовольных своей жизнью провинциальных интеллигентов и госслужащих, то каковы его шансы вырваться из пут догматического мышления и всеотравляющего негативизма?
Имеющего язык основанный на христианских понятиях (спасибо, и др), культурном коде православия где идеал - воскрешение и вечная жизнь, и вдруг стать буддистом желающим ее прекратить.
Так с православием ещё его родители разделались. Христианский культурный код хотя и имеется, но это ведь не более, чем просто набор привычек, не правда ли? К их осмыслению и переосмыслению ведь ещё вкус и навык нужно развить... Слово "вдруг" мне тут кажется крайне неуместным.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

484543СообщениеДобавлено: Вс 26 Май 19, 16:10 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев
На дню несколько раз поминать Бога, говоря спасибо - это как? А христианская калька буддийских понятий? Далай-лама - ихний Папа, ламы - попы, Будда - царевич Иоасаф….
 Цель жизни - жить праведно, умереть, чтобы после Пришествия воскреснуть и жить вечно, восседая за одним столом на пиру с Христосом... это как сочетается с буддийской отреченностью от жизни?
 Конечно население может не вдавалась в тонкости воскрешения и последующей вечной жизни, но аннигилировать в небытие точно не было готово. Хотите попасть в рай? - ну если повезет... Хотите прекратить жить вообще, никакого вам ни рая, ни ада? ...мммм, это чета не по христиански...


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

484544СообщениеДобавлено: Вс 26 Май 19, 16:12 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Antaradhana пишет:
Свобода воли есть, но она весьма ограничена обусловленностью. Например, если человек родился и был воспитан в племени дикарей-охотников, то у него немного шансов выйти за рамки регулярных убийств животных на охоте и периодических убийств людей, в стычках с соседними племенами. Что уж говорить про хищных животных, которые с рождения обречены на убийства других.
Или же, если человек родился в семье советских коммунистов, воспитанных невежественными воспитателями, и вырос в клане вечно недовольных своей жизнью провинциальных интеллигентов и госслужащих, то каковы его шансы вырваться из пут догматического мышления и всеотравляющего негативизма?
Тут, все же есть шансы вести добродетельную жизнь, воздерживаясь от убийств и других неблагих деяний и даже есть шанс встретить Дхамму, склонить к ней ум, и начать следовать ей, что для дикарей в Африке, живущих охотой - недоступно.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

484547СообщениеДобавлено: Вс 26 Май 19, 16:15 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana
Оле Нидал говорит что у африканцев, даже современных есть определенные проблемы с Дхармой. Поэтому его ежегодный всемирный тур по континентам не включает Африку.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30621

484549СообщениеДобавлено: Вс 26 Май 19, 16:20 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Это сообщение доступно только после авторизации.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Ёжик
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30621

484550СообщениеДобавлено: Вс 26 Май 19, 16:22 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Горсть листьев пишет:
Antaradhana пишет:
Свобода воли есть, но она весьма ограничена обусловленностью. Например, если человек родился и был воспитан в племени дикарей-охотников, то у него немного шансов выйти за рамки регулярных убийств животных на охоте и периодических убийств людей, в стычках с соседними племенами. Что уж говорить про хищных животных, которые с рождения обречены на убийства других.
Или же, если человек родился в семье советских коммунистов, воспитанных невежественными воспитателями, и вырос в клане вечно недовольных своей жизнью провинциальных интеллигентов и госслужащих, то каковы его шансы вырваться из пут догматического мышления и всеотравляющего негативизма?
Тут, все же есть шансы вести добродетельную жизнь, воздерживаясь от убийств и других неблагих деяний и даже есть шанс встретить Дхамму, склонить к ней ум, и начать следовать ей, что для дикарей в Африке, живущих охотой - недоступно.
Конечно, связь с культурой европейского Просвещения - большое наше преимущество перед коренным населением тундры.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

484552СообщениеДобавлено: Вс 26 Май 19, 16:31 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Это сообщение доступно только после авторизации.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30621

484558СообщениеДобавлено: Вс 26 Май 19, 16:51 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Это сообщение доступно только после авторизации.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

484591СообщениеДобавлено: Вс 26 Май 19, 18:17 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев
В таком случае пятый: если анатта, то и Дхарма мне не указ, поскольку меня нет - некому указывать и воспринимать указания. Некому страдать, некому получать дурную карму, некому достигать нирваны и просветления.


Ответы на этот пост: КИ, Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49290

484594СообщениеДобавлено: Вс 26 Май 19, 18:24 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ёжик пишет:
Некому страдать, некому получать дурную карму, некому достигать нирваны и просветления.

Что не отменяет наличия страданий, дурной кармы, и невозможности нирваны и просветления для флудеров и троллей.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Ёжик
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.029 (0.728) u0.016 s0.001, 18 0.013 [267/0]