Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Trimsika Васубандху. Санскрит, английский, русский. (Строфа вторая)


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7229

479449СообщениеДобавлено: Пн 29 Апр 19, 15:31 (5 лет тому назад)    Trimsika Васубандху. Санскрит, английский, русский. (Строфа вторая) Ответ с цитатой

шлока 2
vipāko mananākhyaś ca vijñaptirviṣayasya ca
tatra''layākhyaṁ vijñānaṁ vipākaḥ sarvabījakam

[They are] called Maturation, Mentation, and Reporting of Phenomena. Among these, the consciousness called the Foundation, or "Maturation", is the seed of everything.

These are retribution, thought, And the perception of external objects.
The first of these is the Ālaya Consciousness, Which is retribution as well as all the seeds.

[Robinson's Translation]
(1) Retribution, (2) Mentation, and (3) perception of the sense-fields,
Among them, retribution is the so-called store-consciousness, which has all the seeds.

[Hsiian-tsang's Translation]
... the consciousnesses that are called "differently maturing" (vipaka), "willing and deliberating" and "distinguishing (vijnaptir) sense-objects (visaya)."
The first, the alaya-vijinana, matures-at-varying-[times] (vipaka) all the seeds.

Шохин:
Это - «вызревание», то, что называется мышлением, и то, что осуществляет познание объектов. Из них «вызревание» - это сознание, называемое «аккумулированным», [которое] есть семя всего.




Итак, если уделить больше внимания передачи смысла, а не филологии, то санскритский текст

Тримсики
vipāko mananākhyaś ca vijñaptirviṣayasya ca
tatra''layākhyaṁ vijñānaṁ vipākaḥ sarvabījakam
гласит:

Вызревание [кармических воздаяний] + определяемое как манас ("ментальный орган") + то, что активно в данный момент (воспринимает внешний объект, т.е. находится в "контакте"  - активное сознание - pravṛtti-vijñāna).
Из них "вызревание", называемое "хранилищем" есть сознание (аккумулированное, еще неактуализируемое) со всеми [хранящимися в нем] "семенами".


В преддверии предстоящей небольшой "цепочки рассуждений" будет нелишне напомнить приводимую Васубандху в АК дефиницию "зрительного" контакта
"Вибхаша": Увиденным называется то, что "получено" (saṃprāptam) органом зрения, то, что воспринято (anubhūtam) зрительным сознанием (chakṣur-vijnana).
В буддизме контакт всегда трехчастен (все шесть видов которых рассматриваются сооветственно первому - зрительному):
объект + индрия + [соответствующая] виджняна.
А для тиртхиков, у которых манас - это совокупность буддийских семи "классических" виджнян, еще + атман, т.е. их контакт всегда четырехчастен:
объект + индрия + манас +атман.  

Согласно приведенной на изображении ниже схеме классификации 18 дхату, три вида модификаций сознания есть:
1. Алаявиджняна  - "восьмое сознание", введенное йогачарой и потому не представленное на классической (утвержденной еще в ядре палийского канона) схеме.
2. Манендрия (манас - "ментальный орган", "mind" на схеме)
3. Пять чувственных виджнян (caksurvijnana ... kayavijnana) плюс мановиджняна (на схеме Mental Consciousness ).
Итого восемь [видов] сознаний  Алая-виджняна является коренным сознанием (мула-виджняна). Все остальные виды сознания (представленные на "классической", "палийской" схеме) проистекают из алая-виджняны или, точнее, являются формами ее инобытия, ее модификациями (паринама).

"Активное в данный момент" - либо одна из пяти чувственных виджнян (cakcurvijnana... kayavijnana), либо manovijnana, синтезирующая (в "дхармодхату", при помощи самджни) суждения определяющие общие характеристики (это - "синее"), требующая для этого "цепочку" мыслительных моментов.
Свалакшаны (мгновенные индивидуальные характеристики) воспринимаются пятью чувственными индриями (+ соответствующая виджняна).
Нечувственной (нематериальной, ментальной) манендрией (+ мано-виджняной) воспринимаются саманья-лакшаны (общие характеристики,"универсалии").

Восприятие первых пяти видов (материальное, чувственное восприятие или непосредственное восприятия пратьякша) - нирвикалпака.
Суждения ("это - синее", "это - горшок" и т.п.), синтезируемые (в "дхармодхату", при помощи самджни) нечувственным (ментальным) восприятием - савикалпака, ментальные конструкции



dhatu_18.jpg
 Описание:
 Размер файла:  40.16 KB
 Просмотрено:  985 раз(а)

dhatu_18.jpg



_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча


Последний раз редактировалось: Си-ва-кон (Пн 29 Апр 19, 15:47), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7229

479451СообщениеДобавлено: Пн 29 Апр 19, 15:36 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Чтобы лучше понять нюансы и не соблазняться "чужими дебрями", совершим краткий экскурс в индийскую философию по "связанным со схемой" расхождениям, разногласиям между буддистами и брахманистскими системами. "Только сознание" буддистов противопоставляется так сказать "только материи" в самкхье, провозглашающей, что "дух" (пуруша) безинициативен, а активность мира (его причина) есть трансформации (паринама) материи (пракрити), активность которой (изменяющиеся пропорции и интенсивность гун) являются всеми видами изменений, причиной мира, его проявления (возникновения) и функционирования, в т.ч. и психичеких феноменов, изменений сознания.

Итак, если в буддизме "корень всего" - алаявиджняна, а "всё" - ее трансформации (модификации), то в самкхье "корень всего" - пракрити (материя), а "всё", соотвтствнно - ее трансформации (модификации).

В вайшешике вместо модификаций, трансформаций уже существующего самкхьи - уничтожение старого, абхава после бхавы и возникновение нового, бхава после абхавы.

Такое понимание предопределило признание в ньяе и вайшешике объективного существоания даже отсутствия, абхавы.
Лысенко:
"Начиная с Чандрамати и Гаутамы, абхава включается в число падартх вайшешики и прамей(объектов достоверного познания) ньяи ...
... вайшешики и найяики различали более 20 видов абхавы...
... дхванса-абхава  - отсутствие вещи после ее разрушения, имеющая начало, но бесконечное. ...
... праг-абхава - предшествующее небытие, отсутствие вещи до ее возникновения, не имеющее начала, но имеющее конец ...
... буддисты и сторонники Прабхакары отрицали самостоятельное существование абхавы. С точки зрения первых, негативные суждения не имеют реального объекта, а являются конструкциями сознания".

Сейчас (чуть ниже) мы увидим, что поздний буддизм (учитывая критику оппонентов) пришел к утверждению того, что и позитивные суждения в такой же мере как и негативные являются лишь "конструкциями сознания".

Еще одно существенное расхождение, по поводу которого разгорались жаркие межшкольные полемики - воспринимаются ли универсалии (общие качестаа, саманья-лакшаны) пятью чувственными (материальными) индриями.
Согласно Дигнаге и Дхармакирти подлинны лишь мгновенные индивидуальные характеристики (свалакшаны), воспринимаемые пятью чувственными индриями (+ соответствующими виджнянами), эти пять видов восприятия - нирвикалпака, а общие характеристики (синтезируемые нечувственным видом восприятия) - всего лишь ментальные конструкции (савикалпака), не имеющие референта во внешнем мире, который сводим исключительно к набору дхарм (или атомов), принципиально несводимых ни к чему иному (к чему-либо еще).

Эти буддийские положения опровергались вайшешикой (онтология которой почти целиком принимается ньяей), утверждающей, что универсалии (саманья-лакшаны, общие характеристики) реальны так же как и свалакшаны и именно поэтому могут восприниматься пятью чувственными индриями, которые, как мы видим, у буддистов (йогачара)  способны воспринимать исключительно свалакшаны. Это есть дебаты по поводу делимости/неделимости носителя и качеств (дхарма/дхармин), утверждения/опровержения возможности существования качеств (причем как общих, так и индивидуальных) "самостоятельно", т.е. отдельно от носителя (который может их временно "одевать" и "снимать" - или нет, т.е. они неделимы).

В завершение для философских эстетов то же самое (о взглядах Дигнаги и оппонентов), но словами Лысенко:

"Если Дигнага полагал, что нирвикалпака и савикалпака имеют разную сферу действия и разные объекты, то Прашастапада считал их этапами восприятия одного и того же объекта. Для Дигнаги лишь нирвикалпака - подлинное восприятие, для Прашастапады же савикалпака столь же истинна, как и нирвикалпака, а то, в чем Дигнага видит только ментальные конструкции, обретают у вайшешика характер реально существующих универсалий.
...
Записав савикалпаку в разряд видья - истинного знания, Прашастапада показал свое отличие от Дигнаги, считавшего истинной только нирвикалпаку. То, что определяет неподлинность савикалпаки у Дигнаги - общие характеристики (саманья-лакшана), или универсалии, определяет ее истинность у Прашастапады, и именно потому, что универсалии реальны, они сначала воспринимаются на стадии нирвикалпаки.
Вот почему вайшешикам было так важно связать нирвикалпаку с восприятием не только индивидуальных вещей, но и универсалий."

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.028 (0.816) u0.012 s0.001, 21 0.015 [275/0]