№479498Добавлено: Вт 30 Апр 19, 11:52 (6 лет тому назад)Trimsika Васубандху. Санскрит, английский, русский. (Строфа третья)
шлока 3
asaṁviditakopādisthānavijñaptikaṁ ca tat
sadā sparśamanaskāravitsaṁjñācetanānvitam
That [Foundation] is unacquainted with limiting conditions, places, and sensory impressions. It is always associated with contact, attention, awareness, knowledge, and volition.
Это [Основание] не знакомо с ограничивающими условиями, местами и сенсорными впечатлениями. Это всегда связано с контактом, вниманием, осознанием, знанием и волей.
Шохин:
3. Оно есть проявление неосознанных объектов и мест и всегда сопровождается осязанием, вниманием, осознаванием, идеями и желанием
Шохин отмечает:
"Перечни характеристик аккумулированного сознания, которое по определению еще не является актуализированным (чем оно и отличается от активного сознания), включают явные признаки последнего (прежде всего «осознавание», а отчасти и наличие «идей»). Это свидетельствует об определенной логической недоработке в предлагаемой здесь стратификации слоев сознания".
Если "непроявленное" (т.е. пока не актуализируемое) содержание того или иного вида сознаний заранее уже "заряжено", "закодировано" в "Фонде" (включая причины и условия), то "логической недоработкой" было бы понимание, что sparśamanaskāravitsaṁjñācetanānvitam наличествует только в проявленном виде. Все перечисленное проявлено в действующем, активном сознании и необходимые для этого проявления (того или иного вида виджняны) функции также уже "вбиты в Фонд", но, будучи до поры до времени непроявленными, конечно же недоступны для уже "задействованных" в данных момент ресурсов сознания, неизменно сопровождающихся "осязанием, вниманием, осознаванием, идеями и желанием", которые, повторюсь, точно так же "вбиты в Фонд", как и всё остальное, могущее стать проявленным, "зафункционировать".
Упомянутый длинный санскритский термин разбивается на слова, "рассандхачивается" так:
Хоть и немного сложно, но для полной картины (раз уж такой случай) рассмотрим и все остальные санскритские слова. После чего каждый сможет сконструировать из них свой вариант первода.
-ka (affix) A Taddhita affix added to nouns and adjectives, mostly to the former. Sometimes the meaning of the original
word is unchanged, but sometimes the affix gives a sense of diminuition, similarity, or endearment.
upādi (m.) (upa + a +√dha) something that is contained nearby, containment of something nearby.
In Buddhist usage: substratum of continued existence; attachment, bond.
sthāna (n.) [In Sanskrit:] place, locality. [In Buddhist usage (Edgerton 2004:II:610):] point, matter, subject; underlying
condition; basis, cause.
vijñaptikaṁ () perception, discriminatory power.
vijñaptiḥ (f.) representation, report.
ca (encl. cj.) and.
tat (3rd p. n. nom. dem. prn.) it, that [referring to ālayavijñāna].
sadā (adv.) always, ever.
Учитывая, что в предыдущих строфах рассматриваются (трактуются) термины самкхьи pariṇāmaḥ and pravartate (i.e., pravṛtti) слово asaṁvidita (unknown, unexpressed, hidden; incomprehensible. a + saṁ + vidita known, understood; informed; acquainted with) считаю не только оправданным, но и необходимым из всевозможных вариантов перевода этого термина выбрать именно "непроявленное".
"Непроявленное" в самкхье ("высшая форма гун") - еще не активированная пракрити, являющаяся основой всего. Буддийская же основа всего (алаявиджняна) также непроявлена и так же недоступна органам чувств, как и "основа" самкхьи.
Это "всего лишь" опровержение понимания самкхьи ("основа всего - пракрити") и утверждение буддийской трактовки ("основа всего - алаявиджняна"). Основа - еще не проявленные (потому и недоступные органам чувств) трансформации, модификации, которые "проявляясь", становясь "видимым", "слышимым" и т.д. порождают мир и обеспечивают его активность.
Итак
шлока 3
asaṁviditakopādisthānavijñaptikaṁ ca tat
sadā sparśamanaskāravitsaṁjñācetanānvitam
Непроявленное - порождающее основание (причина) дискриминационных функций (виджняптикам) наделения термином (виджняпти) и это всегда сопровождается контактом (спарша), деятельностью манаса (манаскара), осознаванием (вид), самджней (различениями, ментальным констуированием) и желанием (волением - четана).
8_yogacara.png
Описание:
Размер файла:
69.8 KB
Просмотрено:
1083 раз(а)
_________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
№479499Добавлено: Вт 30 Апр 19, 11:54 (6 лет тому назад)
Сравните эту шлоку Тримсики о непроявленных биджах алаявиджняны с "Непроявленным" ("высшей формой гун") самкхьи:
"Высшая форма гун не входит в сферу видимого
Но входящее в сферу видимого невечно и совсем пусто" (Вачаспати Мишра).
Третья строфа Тримсики действительно сложная для перевода, одно только слово "upādi" породило целую полемику между различными вариантами перевода "чисто санскритского" термина и какой из буддийских его вариантов задействован здесь.
Приведу лишь небольшую часть (перевод с английского)
упадих (उपधिः)
Запись Апте (1965: 286, 1-й столбец) для упадхиḥ (उपधिः) показывает основной санскритский смысл как мошенничество или нечестность, но также дает конкретное буддийское значение как «основание».
упадхих (उपाधिः)
Запись Апте (1965: 298, 3-й столбец) для upādhiḥ (उपाधिः) показывает первичное санскритское значение как мошенничество, уловка или обман, но также дает ряд вторичных значений, относящихся к философии:
В Веданте обман или маскировка.
Различаемое или отличительное свойство, атрибут, особенность.
Ограничение, условие (по времени или пространству).
В логике - особая причина общего эффекта. Так, например, влажное топливо является upādi причины (hetu), которая заставляет дым исходить от огня. Дым не является присущим свойством огня. Дым - это "обусловленный" исход огня, зависящий от кондиций влажного топлива.
Томас (2004: 132) говорит: "В настоящее время принято считать, что это общее название кхандх, элементов составляющих индивида, которые при смерти, если не рассеиваются знанием истин, продолжают свое существование в новом рождении". _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы