А то с душой как-то вообще ничего не понятно.) Особенно после той простыни там где в сознании что-то возникает...
Что же тут непонятного? Попробую изложить смысл в двух фразах (с неизбежными упрощениями). Нету души, а есть поток сознания, в котором мысли, эмоции, переживания, волевые импульсы возникают, как реакции друг на друга, или на внешние раздражители. Этот поток сознания не прекращается смертью, а продолжается в новом существовании.
Это если кратко о душе.
Теперь более подробные (но всё равно более краткие, чем в простыне) пояснения - и, одновременно, ответы на некоторые другие Ваши вопросы.
Почему важно помнить о непостоянстве всех этих психических состояний (названных ранее эмоций, переживаний, мыслей, волевых импульсов, и т.п.)? Помимо того, что реальность такова и есть (а мы же ведь хотим знать, что есть?) это нужно в чисто практических целях - чтобы устранять или хотя бы ослаблять неблагие ментальные качества, и развивать благие.
Вот, Вы берете объект медитации (может быть, каждый вдох и каждый выдох, может быть, касину, может быть, ещё что-то - в идеале, объект для медитации каждому ученику должен советовать опытный учитель, понимающий особенности индивидуальной психики; но если такого учителя поблизости нет, приходится осторожно экспериментировать самому), и поддерживаете бдительность, регулярно возвращая к нему внимание.
Дальше говорю на том примере, который сам понимаю. Вдохи и выдохи для этого, при прочих равных условиях, хорошо подходят, поскольку задают естественный ритм таких "возвращений" - но нужно строго следить, чтобы ни в коем случае дыхание не форсировать, а просто замечать каждый вдох и выдох. Поддерживая, таким образом, бдительность, Вы заметите, что Ваше внимание всё время скачет - смещается по разнообразным цепочкам ассоциаций, рассеивается на внешние раздражители, реагирует на приятные и неприятные мысли и ощущения, и т.п. Вот тут Вы и заметите, что всё это происходит, как автоматические реакции, и что эти автоматические реакции происходят и сменяют друг друга очень быстро. Выражение "поток сознания" перестанет быть для Вас метафорой.
Как укрепить это видение, этот проблеск понимания? Продолжая делать то же самое - снова и снова прерывать поток автоматических реакций, возвращая внимание к каждому вдоху и каждому выдоху. При этом полезно помнить буддийскую классификацию неблагих ментальных эффектов, "ниваран" (препятствий). Это 1) желание (приятных переживаний), 2) злоба/недовольство (по отношению к неприятному), 3) вялость / инертность ума, 4) возбужденность и сожаление (о том, что что-то пошло не так), 5) сомнения / колебания. Полезно их отмечать каждый раз, как они возникают - не спорить с ними, не бороться - а просто отметить, что в уме возникли такие эффекты, и продолжать практику.
Благодаря этой тренировке внимание отчасти успокаивается; укореняется понимание, что все наши мысли и переживания, которые обычно каждый из нас считает собой, не отделяет от себя - это просто стихийный процесс, переплетение автоматических реакций. Возникает взгляд на этот процесс как бы со стороны, возникает некий "островок" внутреннего спокойствия.
Это отстранение от обычного течения психических процессов может переживаться, как ощущение небывалой свободы, может вызывать сильную радость, может продуцировать разные необычные образы, и т.п. Ничего плохого в этом нет, особенно в этой радости - это хорошо, что она испытывается. Но важно понимать, что и эти эффекты, и предшествующие им усилия по поддержанию бдительности - это тоже часть потока психических явлений, тоже обусловленные ментальные состояния. Так, усилия по поддержанию бдительности обусловлены желанием достичь плодов этой практики, плоды обусловлены практикой, и т.п.
В те минуты, когда неблагие качества (в первую очередь, названные выше пять препятствий) отстраняются - когда заметно, как они возникают, когда есть взгляд на них как бы со стороны, и понимание, что это всего лишь автоматические реакции, эффекты психики - в психике, отстраненной от неблагого, возникают проблески невозмутимости, и проблески других благих переживаний. Недовольство отстранено, злоба отстранена - и их место естественно занимает доброжелательность к окружающим, и сорадование им, если им хорошо. С другой стороны, есть понимание, что все окружающие существа - это, как и ты сам, поток обусловленных психических эффектов; что во многих случаях, они сами себя не контролируют, и из-за этого причиняют зло и другим, и самим себе. Кроме того, все они, как и я, смертны, уязвимы, подвержены травмам и болезням, обречены на потерю того, что любят. Эти и подобные мысли естественно порождают сострадание к окружающим.
Если ежедневно хотя бы полчаса уделять такой тренировке, то начнёт формироваться некоторая привычка помнить об автоматическом (и не столь уж важном) характере наших обычных переживаний, привычка отстраняться от неблагих эмоций, и обращаться к благим качествам.
Ослабление неблагих качеств и развитие благих качеств - это базовая общебуддийская вещь. Если же Вы замахиваетесь конкретно на порождение бодхичитты, то там есть свои специфические методы - но они тоже предполагают развитие этого базиса - отстранение злобы и взращивание сострадания. _________________ Границы мира - это границы языка
А то с душой как-то вообще ничего не понятно.) Особенно после той простыни там где в сознании что-то возникает...
Что же тут непонятного? Попробую изложить смысл в двух фразах (с неизбежными упрощениями). Нету души, а есть поток сознания, в котором мысли, эмоции, переживания, волевые импульсы возникают, как реакции друг на друга, или на внешние раздражители. Этот поток сознания не прекращается смертью, а продолжается в новом существовании.
Это если кратко о душе.
Ок, а почему ментальный поток не назвать душой? Хранит отпечатки, переживания, сам есть, например волнение и радость.
А то с душой как-то вообще ничего не понятно.) Особенно после той простыни там где в сознании что-то возникает...
Что же тут непонятного? Попробую изложить смысл в двух фразах (с неизбежными упрощениями). Нету души, а есть поток сознания, в котором мысли, эмоции, переживания, волевые импульсы возникают, как реакции друг на друга, или на внешние раздражители. Этот поток сознания не прекращается смертью, а продолжается в новом существовании.
Это если кратко о душе.
Ок, а почему ментальный поток не назвать душой? Хранит отпечатки, переживания, сам есть, например волнение и радость.
В конце концов, можно называть что угодно как угодно. Главное, понимать, о чём именно идёт речь. _________________ Границы мира - это границы языка
А то с душой как-то вообще ничего не понятно.) Особенно после той простыни там где в сознании что-то возникает...
Что же тут непонятного? Попробую изложить смысл в двух фразах (с неизбежными упрощениями). Нету души, а есть поток сознания, в котором мысли, эмоции, переживания, волевые импульсы возникают, как реакции друг на друга, или на внешние раздражители. Этот поток сознания не прекращается смертью, а продолжается в новом существовании.
Это если кратко о душе.
Ок, а почему ментальный поток не назвать душой? Хранит отпечатки, переживания, сам есть, например волнение и радость.
В конце концов, можно называть что угодно как угодно. Главное, понимать, о чём именно идёт речь.
Речь идет о душе, как о том, что есть у каждого, и что может послужить надежным фундаментом для объединения рас, религий, мировоззрений. Во имя мира на Земле.
И в Космосе.
№470625Добавлено: Вс 17 Фев 19, 17:46 (6 лет тому назад)
Ремарка. Не в сознании возникает, а сознание возникает. Не в потоке сознания возникает, а сознание, формы, порывы, чувства и восприятия возникают. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вы почитайте определение души, православное, например. Догматический поток ассоциаций, который застрянет на обосновании первого же качества.
Cinagro пишет:
Ок, а почему ментальный поток не назвать душой?
Потому что у него нет качеств, приписываемых душе.
Есть - непостоянство.
Что вы используете для чтения: руки, ноги, другие части тела? У ума смерть каждую кшану\момент.
Цитата:
Следуя св. Кириллу Иерусалимскому, душа есть прекрасное Божие творение, сотворенное по образу Создателя, бессмертное и нетленное, живое, свободное и разумное. Следуя св. Феофану Затворнику, душа есть самостоятельная, особая, свободно-разумная личность. Следуя св. Иоанну Дамаскину: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом». Разумность, свобода, бессмертие, самостоятельность, личность души говорят о ней как об образе Божьем.
Душа не существует до зачатия человека, не имеет предвечного существования, не может перевоплощаться, но после физической смерти (разлучения с телом) предстает на частный суд Божий и до общего воскресения и Страшного суда находится в ожидании своей вечной участи.
№470647Добавлено: Вс 17 Фев 19, 21:43 (6 лет тому назад)
душа сиречь прана, a.k.a atma - Дух, джинн, живущий в теле. Деревенские верят, что умелый колдун может этих духов подчинять, управлять ими (прогонять из одних тел и загонять в другие). _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Не в потоке сознания возникает, а сознание, формы, порывы, чувства и восприятия возникают.
Да, верно. Но ведь "поток" - это и есть название, применяемое к возникающим в зависимости друг от друга "сознаниям, формам, порывам, чувствам, восприятиям". _________________ Границы мира - это границы языка
Не в потоке сознания возникает, а сознание, формы, порывы, чувства и восприятия возникают.
Да, верно. Но ведь "поток" - это и есть название, применяемое к возникающим в зависимости друг от друга "сознаниям, формам, порывам, чувствам, восприятиям".
Когда кто-то говорит "в сознании возникает" - это может свидетельствовать о том, что человек под сознанием понимает нечто отличное от возникающего в нем.
То же касается и потока. Когда кто-то думает, что не поток возникает, а в потоке возникает - это необнаруженная этерналистическая установка. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Она по-умолчанию разумна, Дрон. А читта по-умолчанию не такова. Последнее подтверждается тем, что вы вычитываете то, чего не написано. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы