///"То, что вы изучили - это не настоящая Дхарма"////
Почему не настоящая?
Наверноепатамуштанепривелакнирване
Цитата:
Что нужно изучать, чтобы знать настоящую Дхарму?
Чтобы войти в реку, плюхнуться в неё, чтобы она вынесла вас в океан, нужно хотябы для начала выйти к реке.
А живя в какой-то самсарой глуши лелеять мечты о плавании по реке это какойтодежавю.
Не изучать нужно. Нужен наставник. И ваша решимость познать истину.
///"То, что вы изучили - это не настоящая Дхарма"////
Почему не настоящая?
Наверноепатамуштанепривелакнирване
Цитата:
Что нужно изучать, чтобы знать настоящую Дхарму?
Чтобы войти в реку, плюхнуться в неё, чтобы она вынесла вас в океан, нужно хотябы для начала выйти к реке.
А живя в какой-то самсарой глуши лелеять мечты о плавании по реке это какойтодежавю.
Не изучать нужно. Нужен наставник. И ваша решимость познать истину.
Если Вы понимаете о чем речь, то это не фуфло, возможно несколько корявый перевод, но практическая методология любому будет понятна. Китайцы в свое время переводили Дхарму на свой понятийный язык, так и учителя принесшие Дхарму на запад, употребляют например слово "эго" (аналогичное например клиштаманасу, ахамкаре), слово "энергия", это действие, вспоминаем физику. А так, еще на БФ, вроде бы Юй-Кан приводил дополнительно к этому переводу, еще два других перевода. Если суть ясна, то я думаю, что не стоит цепляться за детали перевода.
Пока я прекрасно влезаю в прежнюю скорлупу. Я как раз и не хочу лишиться удовольствия от прежнего общения и ничего взамен не получить. Это может стать психическим расстройством.
Но для чего же вам понадобилась практика, раз вас всё устраивает? Если просто любопытно стало, то можно ограничиться краткой ежедневной медитацией и отслеживать нарушения Пяти правил. Не ругать себя, не раскаиваться (это вообще с точки зрения буддизма дело бесполезное), а отмечать - сегодня столько-то раз соврал и столько-то выпил и т.д. Подобные наблюдения развивают осознанность, которая может пригодиться, если в скорлупе всё-таки однажды надоест.
Изучение Дхармы, размышление об истинах. И непосредственно практика - развитие благих состояний ума и избавление от неблагих. Разве это неправильная практика? Я стараюсь развивать 6 парамит. Но я не чувствую результата, который обещал Будда. По сути ничего не поменялось во мне от практики, только появляется и развивается мысль, что раз я практикую, значит чего-то достиг, но это только мысль. От этой мысли страдать я меньше не стал. А практика утомляет и кажется, что страдания ещё больше, чем было. Иногда мысль посещает, что лучше просто плыть по течению жизни, и потом несколько дней просто не практикую, а беру и наслаждаюсь тем, что жизнь даёт. И потом просто не понимаю, в чём реальная польза от практики для меня сейчас. В будущей жизни может быть, но я же не уверен, что она вообще будет. А здесь и сейчас она напрягает больше, чем обычная жизнь, получается, что так.
Прежде чем усилия, нацеленные на развитие шести парамит, начнут приносить ощутимые, заметные результаты, нужно развить много чего другого. Вообще-то развитие парамит классическими текстами всех школ рассматривается как практика на многие жизни. Но это не значит, что в течение одной жизни (и даже за относительно короткое время - за несколько лет) нельзя достичь ощутимых, видимых результатов. Можно - только не нужно пытаться строить крышу прежде фундамента, а сначала строить именно фундамент.
Более конкретно - начинайте не с шести парамит, а с пяти правил нравственности мирянина, и с воздержания от десяти неблагих деяний (ссылки на конкретные тексты, где они излагаются и объясняются, я уже приводил здесь: https://dharma.org.ru/board/post430487.html#430487 ). И в этих практиках можно добиться реального результата здесь и сейчас, притом результата, достаточного, чтобы ухватиться за Дхамму, и продолжить следование ей в будущих существованиях.
При этом, конечно, есть один сложный момент. Контролировать свою речь и свои телесные действия мы все и так худо-бедно умеем. Но очищение от десяти неблагих деяний подразумевает также и отбрасывание определенных ментальных состояний, прекращение определенных волевых импульсов (зависти, злобы, ложных взглядов).
И вот добиться этого могут помочь (при условии соблюдения пяти правил и воздержания от неблагих деяний тела и речи) некоторые техники. (Дальше я буду говорить, в сжатом виде излагая некоторые из вещей, которым учили бирманские учителя випассаны XX века (если конкретно, Махаси Саядо и Могок Саядо), основывавшиеся, в свою очередь, на трактате "Висуддхимагга" и на суттах о сатипаттханах - сообщаю это просто в порядке справки).
В первую очередь, нужно хорошо запомнить учение о "зависимом возникновении", особенно те звенья зависимого возникновения, которые происходят здессь и сейчас; цикл которых повторяется множество раз за день, за час, а бывает что и за минуту.
1. Итак, сначала (не в списке звеньев зависимого возникновения вообще, но в списке тех звеньев, возникновение которых повторяется здесь и сейчас) идёт "контакт" (на пали - phassa).
Контакт - это восприятие каких-либо объектов с помощью органов чувств, или же представление каких-либо объектов одним только умом, без участия органов чувств. Слово "объект" здесь используется в самом широком смысле слова - любое содержание мыслей, образов, восприятий, представлений, воспоминаний, воображения, и т.п., и т.д.
1.1. Как заметить возникновение нового контакта (контакта с новым объектом)? Теоретически, это просто (а практически, требуется тренировка). В канонических текстах контакт имеет три необходимых аспекта: орган восприятия (соответствующий орган чувств или ум), воспринимаемый объект, и сознание, регистрирующее контакт (откуда и название) первых двух. Поэтому как только возникает представление (на пали - citta) определенного объекта (то есть, как только виден какой-то внешний предмет, или как только слышен звук, или запах, или как возникает тактильное ощущение, или вкус, или как приходит в голову мысль) - это и значит, что возник новый контакт.
2. Второе звено - это переживание (другой часто встречающийся перевод - чувство; на пали - vedana). Здесь важно обратить внимание, что оно второе не во временном, а в логическом порядке. Переживание возникает не после контакта и представления, а вместе с ними. Речь идёт о том, что воспринимаемые объекты переживаются как приятные, или неприятные, или же как нейтральные - ни приятные, ни неприятные.
3. Третье звено - это жажда (на пали - taṇhā). Когда происходит восприятие чего-либо приятного, это приятное восприятие сразу же порождает автоматическую реакцию - желание продлить это приятное переживание, или возобновить его, если оно прервалось; в общем, удержать его. Неприятное переживание, в свою очередь, столь же автоматически порождает отвращение (paṭigha) - желание поскорее прервать это переживание, не допускать его возобновления, в общем - избавиться от него.
4. Четвертое звено - это цепляние (на пали - upādāna). Возникшая жажда захватывает доминирование над вниманием, направляет внимание на объект, воспринимаемый как источник приятного или неприятного переживания, побуждает задержаться на этом объекте.
5. Пятое звено - это действия воли, совершаемые в нынешнем существовании (kamma-bhava). Когда внимание, направляемое жаждой, зацепилось за объект, воспринимаемый как источник приятного или неприятного переживания, возникают волевые импульсы, которые приводят к действию. Это действие может быть только мысленным - например, продолжить думать о том, что нам приятно, что нас радует, интересует; рассматривать это во всех деталях, воображать это приятное во всё более радужных красках; мечтать о том, как овладеешь этим. Или, в случае с неприятным, пытаться отвлечься от этого как можно скорее, забыть, что оно существует; а если нет такой возможности, пылать раздражением и яростью, направленными на неприятный объект, воображать, как его уничтожаешь, и т.п. А при благоприятных обстоятельствах (или даже при неблагоприятных обстоятельствах - но тогда, когда человек уже настолько разжёг страсть или ярость умственным рассмотрением приятного/неприятного объекта, что не может сдерживаться) волевые импульсы, порожденные цеплянием, выражаются также в словах и телесных действиях.
Зачем нужна вся эта теория? Она имеет самое непосредственное практическое приложение. Если научиться отслеживать возникновение контакта, представления, переживания; если научиться замечать их именно в тот момент, когда они возникают, то удастся заметить и то, как переживание вызывает жажду - и отбросить эту жажду, не давая ей перерасти в цепляние. Конечно, для этого нужна практика. И, конечно, мирянин, даже натренировавший это умение (распознавать звенья зависимого возникновения в реальном времени) не сможет поддерживать нужный уровень внимательности всегда, в повседневной жизни, за пределами сессий тренировки. Но определенная привычка, тем не менее, сформируется - и позволит замечать формирование наиболее грубых неблагих эмоций (а на уровне воздержания от десяти неблагих деяний речь идёт именно о наиболее грубых неблагих мысленных деяниях), и пресекать их прежде, чем они созреют и проявятся.
Как это делать, чисто технически? Существуют разные методики, в разной мере подходящие разным людям. Но большинство методик включают в себя, в том или ином качестве, практику сосредоточения внимания на дыхании.
Поэтому весьма полезно начинать с того, чтобы поучиться отслеживать вдохи и выдохи. Не форсировать дыхание, а именно отслеживать, как оно происходит. Выбрать определенную точку в процессе вдоха и в процессе выдоха (например, прохождение воздуха через ноздри, сокращение и растягивание брюшной стенки, момент начала вдоха и момент начала выдоха, и т.п.), и отслеживать это. Внимание, конечно, будет отвлекаться от дыхания на множество различных внешних предметов и на множество мыслей. Но нужно снова и снова (спокойно, без раздражения) возвращать внимание к отслеживаемым точкам. Возвращая внимание, Вы будете каждый раз пресекать развитие ментальных процессов по цепочке контакт-переживание-жажда-цепляние-волевое действие; пресекая их, Вы станете замечать те звенья процесса, которые будут успевать возникнуть между вдохом и выдохом (казалось бы, что там может успеть возникнуть? А вот однако же).
Сначала тренироваться можно в течение коротких сессий: минут по десять. Потом увеличивать; и, в общем, если Вы со временем станете посвящать этой тренировке хотя бы полчаса, тем более час в сутки - это уже будет хорошим заделом, чтобы выработать навык замечать и отбрасывать неблагие ментальные феномены.
P.S. Не нужно пытаться сразу увидеть все эти звенья, или вообразить, что их видишь. Стремление всё сразу разглядеть - это всего лишь частный случай ментальных процессов, обусловленных жаждой. Вы представляете себе то ясное видение всех звеньев, о котором прочитали (или которого, допустим, уже удалось достичь в ходе прошлой тренировки). Этот образ вызывает желание (снова) увидеть это. Под действием этого желания внимание обращается к практике отслеживания ментального процесса - что с одной стороны хорошо. Но, поскольку это внимание направлено желанием насладиться ясным видением, дело не ограничивается спокойным отслеживанием; возникает нетерпеливое усилие, которое или пытается сфабриковать результат (то есть, вообразить достижение, которого ещё нет), или быстро сменяется недовольством, что результат ещё не достигнут. В таких ситуациях, чем пытаться увидеть некую воображаемую полноту ментальных процессов, лучше отследить конкретную вещь - как представление результата (видения звеньев зависимого возникновения) порождает жажду, жажда направляет внимание на практику, а внимание, направленное на практику, переходит в нетерпеливое усилие, в мысленную фабрикацию результатов или в недовольство. _________________ Границы мира - это границы языка
Пытаюсь избавляться от пагубных состояний ума, которые возникают, когда кто-нибудь разозлит или в трудные периоды в жизни, когда с работой проблема, например.
Хорошо. Но бороться тогда, когда они проявляются - уже обычно поздно. Нужно делать так, чтобы они не проявлялись в таких ситуациях, менять шаблоны поведения в подобных ситуациях, и самих подобных ситуаций стараться как минимум не создавать самому.
Цитата:
Пытаюсь избавляться от привязанности к удовольствиям, но без них чувствую себя пусто и одиноко. Не представляю, как отшельники удаляются в горы и полностью отрезают себя от мира. А вдруг это всё не нужно, вдруг человек никогда не будет одиноким на самом деле? Вдруг другие существа и мы связаны и будем вместе всегда, радоваться жизни и общению друг с другом. Вдруг не нужно изолироваться?
Значит беретесь за ношу, которую пока не в силах нести. Жажда к чувственным удовольствиям отбрасывается тогда, когда полностью становятся понятными их грязь, отвратительность, порабощение. Работайте с более грубыми омрачениями: отбрасывайте склонность к причинению вреда и недоброжелательность. Вред от грубых омрачений, более очевиден. С развитием мудрости, будет становиться очевиден вред и от более тонких омрачений.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы