Истинно существуют люди, истинно существуют дхаммы. Как они соотносятся друг с другом, как взаимодействуют в одной и той же подлинной реальности?
Я бы немного по другому сформулировал вопрос. Правильно ли говорить о двух истинах в буддизме или все же правильнее говорить только о двух языках описания одной истины?
Два языка описания реального положения дел в дискурсе изложения Учения Будды об Освобождении от страдания.
Истинно существуют люди, истинно существуют дхаммы. Как они соотносятся друг с другом, как взаимодействуют в одной и той же подлинной реальности?
Я бы немного по другому сформулировал вопрос. Правильно ли говорить о двух истинах в буддизме или все же правильнее говорить только о двух языках описания одной истины?
Два языка описания реального положения дел в дискурсе изложения Учения Будды об Освобождении от страдания.
№419276Добавлено: Вс 27 Май 18, 18:09 (8 лет тому назад)
Я понимаю, когда объясняют так.
Самосущий человек - это чистая кажимость, ничего такого нет на самом деле. Объективная реальность - тоже мираж. Но если условно назвать "человеком" изменчивый поток обусловленного опыта, в котором есть переживания "психического", есть переживания "физического" - такой поток существует. Хотя на самом деле это не поток, а необусловленная дхармата. Дхармата существует, и этот континуум любого опыта - индивидуален. Каждый на самом деле уже Будда, и Будд бесконечное множество. Состояние любого Будды это ясный свет, чистая знаниевость, в союзе с пустотой от самобытия, что состояние любых видов опыта, а эти дхармы (санскрита ли, асанскрита ли) есть всегда. Ничто не существует обособленно, всё соотносится. Нет никакой подкладки опыта, нет никакого носителя дхарм. Ни ясный свет, ни пустота не носители дхарм - и отдельно от дхарм, отдельно от потока опыта, они не существуют. В бесконечном множестве Будд часть спит, часть уже пробудилась, на что свобода постоянно омрачаться либо необратимо освободиться (действительная, а не мнимая, свобода - с возможностью реализации). Опытность безначальна и никогда не прекратится, поток санскрита дхарм сансары не просто прекратится, но сменится асанскрита дхармами нирваны. Нирвана тоже индивидуальный опыт, но совершенно другой.
№419277Добавлено: Вс 27 Май 18, 18:11 (8 лет тому назад)
Если слушатель с помощью изложения ему Учения на уровне языка саммути (человек, дэва, Брахма и т.д.) сможет стать архатом, то ему излагается Учение на языке саммути.
Если слушатель поймет лучше язык параматтха (дхаммы, кхандхи и т.д), то ему излагается Учение на уровне параматтха.
И то, и другое изложение будет изложением в соответствии с истиной, в соответствии с (объективной) реальностью, не-ложью.
Так говорится в классическом комментарии.
Последний раз редактировалось: Ящерок (Вс 27 Май 18, 18:15), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: German
Все составное разрушается. Татхагата у вас составное? Несоставное? Тогда где дхамма "Татхагата"? Вопрос "существует Татхагата после смерти или нет" относится к категории вопросов, которые должны быть оставлены без ответа.
Но ответ с логической неизбежностью возникает - уничтожается Татхагата и не существует после смерти, после распада кхандх. Как сгоревшая колесница уничтожена и не существует после сгорания, после распада составных частей.
А вот если конечная Ниббана тоже опыт, но совсем другой - нельзя сказать, что Татхагата после смерти не существует.
Если слушатель с помощью изложения ему Учения на уровне языка саммути (человек, дэва, Брахма и т.д.) сможет стать архатом, то ему излагается Учение на языке саммути.
Если слушатель поймет лучше язык параматтха (дхаммы, кхандхи и т.д), то ему излагается Учение на уровне параматтха.
И то, и другое изложение будет изложением в соответствии с истиной, в соответствии с (объективной) реальностью, не-ложью.
Так говорится в классическом комментарии.
Значит, человек и дхаммы есть в одной и той же подлинной реальности, они должны как-то соотноситься. Пример соотношения: "человеком" условно называют поток дхамм. Пусть с понятием "человек" у людей ассоциируется много лишнего, вообще не существующим его не назовёшь - поток переживаний существует.
Работа закона кармы относится к подлинной реальности, о которой шла речь. Обычный человек с ней незнаком, а Будда знает то, что есть на самом деле, и буддисты верят Будде. Это называется религиозной метафизикой.
Свяжите же это всё в одну кучу, и объясните, как это всё соотносится с тем, что обсуждали, и как из метафизики закона кармы, через две истины, вы придумали про некую "эклектику". _________________ Буддизм чистой воды
С чего вы меряете какой-то невротической "неуничтожимостью"? Откуда Вы взяли эту "неуничтожимость"? Еще в сутте Будда четко сказал по поводу "неуничтожимости": "Когда "дхамммы отброшены, то и все способы утверждать что-либо об посмертном состоянии архата тоже отброшены". Вопрос "существует ли Татхагата после смерти" относится к категории вопросов, которые должны быть оставлены без ответа. Как и вопрос "Конечен ли/бесконечен ли мир?" Оставляется без ответа.
Есть такие ответы, которые вытекают логически. Если вытекает уничтожение Татхагаты с распадом кхандх, то очевидно, что толкование неправильное.
Все составное разрушается. Татхагата у вас составное? Несоставное? Тогда где дхамма "Татхагата"? Вопрос "существует Татхагата после смерти или нет" относится к категории вопросов, которые должны быть оставлены без ответа.
Но ответ с логической неизбежностью возникает - уничтожается Татхагата и не существует после смерти, после распада кхандх. Как сгоревшая колесница уничтожена и не существует после сгорания, после распада составных частей.
А вот если конечная Ниббана тоже опыт, но совсем другой - нельзя сказать, что Татхагата после смерти не существует.
Все составное разрушается. Принять такой вопрос, значит принять, что Татхагата - это дхамма, т.е. неделимая, не поддающаяся дальнейшему анализу, и не сводимая ни к чему другому сущность. Но такой дхаммы нет. Нельзя сказать, существует ли Татхагата после смерти или нет, или ни то и не другое. Это как раз-то и очень понятно. Это не значит никакой "неуничтожимости", как и не значит "не-существования". Нечему с распадом кхандх быть неуничтожимым или несуществующим. Т.е. смешение разных уровней дискурса. Смешение саммути и параматтха. Как человек - Будда умер. Неужели не знали? Винняна, по вашему, должна была быть неуничтожимой что ли? Или рупа? Или сання? Или что?
Последний раз редактировалось: Ящерок (Вс 27 Май 18, 18:29), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: German
Работа закона кармы относится к подлинной реальности, о которой шла речь. Обычный человек с ней незнаком, а Будда знает то, что есть на самом деле, и буддисты верят Будде. Это называется религиозной метафизикой.
Свяжите же это всё в одну кучу, и объясните, как это всё соотносится с тем, что обсуждали, и как из метафизики закона кармы, через две истины, вы придумали про некую "эклектику".
Подлинная реальность одна, а значит истинное объяснение, что существует и что нет, тоже одно. С чем Ящерок чуть выше согласился. Различаются языки описания одной и той же подлинной реальности. Такое описание для обычного человека, не Будды - ещё одна религиозная метафизика (как работает закон кармы в процессе созревании плодов, обычный человек не видит, видит лишь результат - который небуддисты толкуют иначе). Два языка истинного учения о том, что есть на самом деле, должны непротиворечиво совмещаться, конвертироваться, сочетаться - это одна система онтологии, не два разных учения. Если же две разных онтологии совмещены, это эклектика. Когда выходят две параллельные реальности, две подлинные реальности, и в одной человек истинно не существует, а в другой истинно существует - это эклектика.
Все составное разрушается. Татхагата у вас составное? Несоставное? Тогда где дхамма "Татхагата"? Вопрос "существует Татхагата после смерти или нет" относится к категории вопросов, которые должны быть оставлены без ответа.
Но ответ с логической неизбежностью возникает - уничтожается Татхагата и не существует после смерти, после распада кхандх. Как сгоревшая колесница уничтожена и не существует после сгорания, после распада составных частей.
А вот если конечная Ниббана тоже опыт, но совсем другой - нельзя сказать, что Татхагата после смерти не существует.
Все составное разрушается. Принять такой вопрос, значит принять, что Татхагата - это дхамма, т.е. неделимая, не поддающаяся дальнейшему анализу, и не сводимая ни к чему другому сущность. Но такой дхаммы нет. Нельзя сказать, существует ли Татхагата после смерти или нет, или ни то и не другое. Это как раз-то и очень понятно. Это не значит никакой "неуничтожимости", как и не значит "не-существования". Нечему с распадом кхандх быть неуничтожимым или несуществующим. Т.е. смешение разных уровней дискурса. Смешение саммути и параматтха. Как человек - Будда умер. Неужели не знали? Винняна, по вашему, должна была быть неуничтожимой чтоли? Или рупа? Или сання? Или что?
Логически, не существует после смерти, если Татхагата это составная сущность, а она распалась.
Работа закона кармы относится к подлинной реальности, о которой шла речь. Обычный человек с ней незнаком, а Будда знает то, что есть на самом деле, и буддисты верят Будде. Это называется религиозной метафизикой.
Свяжите же это всё в одну кучу, и объясните, как это всё соотносится с тем, что обсуждали, и как из метафизики закона кармы, через две истины, вы придумали про некую "эклектику".
Подлинная реальность одна, а значит истинное объяснение, что существует и что нет, тоже одно.
Раз Будда учил о карме, значит подлинная реальность одна? Можете расписать логику этого вашего вывода? _________________ Буддизм чистой воды
Работа закона кармы относится к подлинной реальности, о которой шла речь. Обычный человек с ней незнаком, а Будда знает то, что есть на самом деле, и буддисты верят Будде. Это называется религиозной метафизикой.
Свяжите же это всё в одну кучу, и объясните, как это всё соотносится с тем, что обсуждали, и как из метафизики закона кармы, через две истины, вы придумали про некую "эклектику".
Подлинная реальность одна, а значит истинное объяснение, что существует и что нет, тоже одно.
Раз Будда учил о карме, значит подлинная реальность одна? Можете расписать логику этого вашего вывода?
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы