Иногда витиеватый язык текстов слегка сбивает с толку. Как простыми словами вы опишете, дадите определение, что такое основательное и неосновательное внимание?
№358716Добавлено: Сб 25 Ноя 17, 00:10 (6 лет тому назад)
Основательное внимание - это внимание установленное с основой - витарка и вичара. Внимание направленное на предмет и охваченное предметом.
Неосновательное внимание - это внимание без основы. Внимание охваченное предметом без предварительного направления внимания на предмет.
Устанавливая на чем-либо основательное внимание, легко обнаруживается, как внимание спрыгивает с этого предмета снова и снова. Вновь устанавливая внимание на предмете развивается и применяется основательное внимание. Не возвращая внимание на предмет развивается внимание не основательное.
Мудрость - значит внимательность к направленности внимания. Бдительность, памятование, сати - проявляют и обнажают склонности, влечения, цепляния, крадущие внимание.
Самадхи - значит безмятежность, покой, невозмутимость. Даже очень развитая бдительность болезненна, когда ум беспокоен, возбужден, охвачен влечениями. Даже слабо развитая бдительность приятна, когда ум успокоен, собран, свободен от влечений.
Мудрость питает умеренность, умеренность питает самадхи, самадхи питает мудрость. Таков благородный путь к прекращению страдания. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№358792Добавлено: Сб 25 Ноя 17, 13:25 (6 лет тому назад)
Внимание, направленное на предмет и охваченное предметом - такое определение выглядит слишком широким, поскольку внимание может быть захвачено, например, объектом вожделения. Пишет Ивахненко о принципе избирательности. Вот на этом заостряй внимание - это мудрость, а вот на том не заостряй - то внимание немудрое. Прокомментируйте, пожалуйста, его слова, как будто это он написал сообщение на этом форуме.
№358805Добавлено: Сб 25 Ноя 17, 14:12 (6 лет тому назад)
Все верно, немудро выбирать предмет, распаляющий чувства. Но распаляющей силой обладают не предметы, а ведана в связи с этими предметами. Поэтому более опытный ученик знает, какой предмет помогает успокоить ум и мудро выбирает его за основу, а неопытному ученику стоит ориентироваться на списки, пока практика направления и удержания внимания не освоена. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Как простыми словами вы опишете, дадите определение, что такое основательное и неосновательное внимание?
Д.А. Ивахненко приводит отрывок из Комментария, который дает ключ к пониманию этих терминов:
Цитата:
Основательное внимание (yoniso manasikāra) объясняется как внимание, являющееся верным средством (upāya), на верном пути (patha). Далее оно объясняется как умственное внимание, рассмотрение, анализ или как умственная поглощенность, которая согласуется с истиной, а именно: рассмотрение непостоянного (anicca) как непостоянного и так далее.
Неосновательное внимание (ayoniso manasikāra) – это внимание, являющееся неверным средством на неверном пути (uppatha), оно противоположно истине, а именно – это рассмотрение непостоянного как постоянного, болезненного (dukkha) как приятного, рассмотрение как личного того, что безлично (аnаttа), и непривлекательного (asubha), как привлекательного. Неосновательное внимание, как сообщается в Мулапаннаса-аттхакатхе, является корнем колеса существования, причиной увеличения неведения и страстного желания; основательное внимание – это корень освобождения от круговорота жизни (сансары), так как оно приводит к развитию Благородного восьмеричного пути. В Мулапаннаса-аттхакатхе, таким образом, подводится итог: прекращения влечений достигает тот, кто знает, как пробуждать основательное внимание, и следит за тем, чтобы не возникало неосновательное внимание.
В Мулапаннаса-аттхакатхе особо подчеркивается, что нет неизменной определенности в самих вещах относительно того, пригодны они или нет для внимания. Различие заключается скорее в разновидности внимания. Необходимо воздерживаться от той разновидности внимания, которая является причинным основанием для неумелых способов поведения, тогда как та разновидность внимания, которая является причинным основанием для умелых способов поведения – должна быть развита.
Иногда витиеватый язык текстов слегка сбивает с толку. Как простыми словами вы опишете, дадите определение, что такое основательное и неосновательное внимание?
Так в самих же суттах это объясняется - в той же SN46.51, или в MN2. То внимание, которое приводит к возникновению и разрастанию пяти помех - это неосновательное, немудрое (а ещё проще, неправильное) внимание.
Что это за внимание? Наиболее очевидный пример - это внимание, которое само направляется страстью, недоброжелательностью, ленью, возбуждением, сомнением. То есть, например, Петров возмущён каким-то поступком Смирнова - и под воздействием этого возмущение ему "в голову приходят", возникают в сознании воспоминания о каких-то ещё некрасивых поступках и чертах Смирнова - и возмущение усиливается, разрастается. Или уже существующее нежелание делать какое-то дело приводит к возникновению мыслей о дополнительных сложностях - и желание приступить к делу или его продолжить ещё ослабевает.
А внимание, которое приводит к прекращению пяти помех, к возникновению и усилению семи факторов пробуждения - это основательное, мудрое, правильное внимание. То есть, в общем, внимание, направленное на изучение Дхаммы, и на выполнение практик развития осознанности и сосредоточенности - это основательное, мудрое, правильное внимание. _________________ Границы мира - это границы языка
№359072Добавлено: Вс 26 Ноя 17, 12:34 (6 лет тому назад)
ayonisomanasikāra и yonisomanasikāra. ayoniso - неправильно, не надлежащим образом + manasikāra буквально "сила ума", как я это понимаю. "манаси" - умственный + "кара" - сила, мощь. Все вместе означает "не туда направленное умственное усилие", "не правильно", в смысле на основе невежества и неверного истолкования человек неправильно действует сначала в уме, а потом и во внешних поступках. ... соответственно "yonisomanasikāra" - правильное направление силы ума. Когда познано как надо это делать, чтобы не творить страдательных следствий _________________ живите больше
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы