Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Основательное и неосновательное внимание.


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Svaha



Зарегистрирован: 14.03.2015
Суждений: 1395

358712СообщениеДобавлено: Сб 25 Ноя 17, 00:02 (6 лет тому назад)    Основательное и неосновательное внимание. Ответ с цитатой

Основательное и неосновательное внимание.

Термин детектед в переводах с пали Д.А. Ивахненко. Встречается тут и там в обсуждениях эпизодически.
Как инвариант - мудрое и немудрое внимание.

https://dhamma.ru/canon/sn/sn46-51.htm Санъютта Никая 46.51 Ахара сутта. Пища

https://dhamma.ru/canon/mn/mn20.htm Мадджхима Никая 20 Витаккасантхана сутта. Расслабление мыслей

https://dhamma.ru/canon/mn/mn02.htm Мадджхима Никая 2 Саббасава сутта. Сутта о всех влечениях

https://dhamma.ru/canon/mn/mn107.htm Мадджхима Никая 107 Ганакамоггалана сутта. К Ганака-Моггалане

https://dhamma.ru/canon/an/an2-118.htm Ангуттара Никая 2.118-129 Асадуппаджаха вагга. Группа сутт "О предвкушениях, от которых трудно избавиться"  

Иногда витиеватый язык текстов слегка сбивает с толку. Как простыми словами вы опишете, дадите определение, что такое основательное и неосновательное внимание?


Ответы на этот пост: Ассаджи, empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

358716СообщениеДобавлено: Сб 25 Ноя 17, 00:10 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Основательное внимание - это внимание установленное с основой - витарка и вичара. Внимание направленное на предмет и охваченное предметом.
Неосновательное внимание - это внимание без основы. Внимание охваченное предметом без предварительного направления внимания на предмет.

Устанавливая на чем-либо основательное внимание, легко обнаруживается, как внимание спрыгивает с этого предмета снова и снова. Вновь устанавливая внимание на предмете развивается и применяется основательное внимание. Не возвращая внимание на предмет развивается внимание не основательное.

Мудрость - значит внимательность к направленности внимания. Бдительность, памятование, сати - проявляют и обнажают склонности, влечения, цепляния, крадущие внимание.
Самадхи - значит безмятежность, покой, невозмутимость. Даже очень развитая бдительность болезненна, когда ум беспокоен, возбужден, охвачен влечениями. Даже слабо развитая бдительность приятна, когда ум успокоен, собран, свободен от влечений.

Мудрость питает умеренность, умеренность питает самадхи, самадхи питает мудрость. Таков благородный путь к прекращению страдания.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Svaha



Зарегистрирован: 14.03.2015
Суждений: 1395

358792СообщениеДобавлено: Сб 25 Ноя 17, 13:25 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Внимание, направленное на предмет и охваченное предметом - такое определение выглядит слишком широким, поскольку внимание может быть захвачено, например, объектом вожделения. Пишет Ивахненко о принципе избирательности. Вот на этом заостряй внимание - это мудрость, а вот на том не заостряй - то внимание немудрое. Прокомментируйте, пожалуйста, его слова, как будто это он написал сообщение на этом форуме.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

358805СообщениеДобавлено: Сб 25 Ноя 17, 14:12 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Все верно, немудро выбирать предмет, распаляющий чувства. Но распаляющей силой обладают не предметы, а ведана в связи с этими предметами. Поэтому более опытный ученик знает, какой предмет помогает успокоить ум и мудро выбирает его за основу, а неопытному ученику стоит ориентироваться на списки, пока практика направления и удержания внимания не освоена.
_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Ассаджи



Зарегистрирован: 09.10.2017
Суждений: 845
Откуда: Киев

358851СообщениеДобавлено: Сб 25 Ноя 17, 15:35 (6 лет тому назад)    Re: Основательное и неосновательное внимание. Ответ с цитатой

Svaha пишет:
Как простыми словами вы опишете, дадите определение, что такое основательное и неосновательное внимание?

Д.А. Ивахненко приводит отрывок из Комментария, который дает ключ к пониманию этих терминов:

Цитата:
Основательное внимание (yoniso manasikāra) объясняется как внимание, являющееся верным средством (upāya), на верном пути (patha). Далее оно объясняется как умственное внимание, рассмотрение, анализ или как умственная поглощенность, которая согласуется с истиной, а именно: рассмотрение непостоянного (anicca) как непостоянного и так далее.

Неосновательное внимание (ayoniso manasikāra) – это внимание, являющееся неверным средством на неверном пути (uppatha), оно противоположно истине, а именно – это рассмотрение непостоянного как постоянного, болезненного (dukkha) как приятного, рассмотрение как личного того, что безлично (аnаttа), и непривлекательного (asubha), как привлекательного. Неосновательное внимание, как сообщается в Мулапаннаса-аттхакатхе, является корнем колеса существования, причиной увеличения неведения и страстного желания; основательное внимание – это корень освобождения от круговорота жизни (сансары), так как оно приводит к развитию Благородного восьмеричного пути. В Мулапаннаса-аттхакатхе, таким образом, подводится итог: прекращения влечений достигает тот, кто знает, как пробуждать основательное внимание, и следит за тем, чтобы не возникало неосновательное внимание.

В Мулапаннаса-аттхакатхе особо подчеркивается, что нет неизменной определенности в самих вещах относительно того, пригодны они или нет для внимания. Различие заключается скорее в разновидности внимания. Необходимо воздерживаться от той разновидности внимания, которая является причинным основанием для неумелых способов поведения, тогда как та разновидность внимания, которая является причинным основанием для умелых способов поведения – должна быть развита.

https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=908.msg11478#msg11478
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

358924СообщениеДобавлено: Сб 25 Ноя 17, 18:15 (6 лет тому назад)    Re: Основательное и неосновательное внимание. Ответ с цитатой

Svaha пишет:
Основательное и неосновательное внимание.

Термин детектед в переводах с пали Д.А. Ивахненко. Встречается тут и там в обсуждениях эпизодически.
Как инвариант - мудрое и немудрое внимание.

https://dhamma.ru/canon/sn/sn46-51.htm Санъютта Никая 46.51 Ахара сутта. Пища

https://dhamma.ru/canon/mn/mn20.htm Мадджхима Никая 20 Витаккасантхана сутта. Расслабление мыслей

https://dhamma.ru/canon/mn/mn02.htm Мадджхима Никая 2 Саббасава сутта. Сутта о всех влечениях

https://dhamma.ru/canon/mn/mn107.htm Мадджхима Никая 107 Ганакамоггалана сутта. К Ганака-Моггалане

https://dhamma.ru/canon/an/an2-118.htm Ангуттара Никая 2.118-129 Асадуппаджаха вагга. Группа сутт "О предвкушениях, от которых трудно избавиться"  

Иногда витиеватый язык текстов слегка сбивает с толку. Как простыми словами вы опишете, дадите определение, что такое основательное и неосновательное внимание?

Так в самих же суттах это объясняется - в той же SN46.51, или в MN2. То внимание, которое приводит к возникновению и разрастанию пяти помех - это неосновательное, немудрое (а ещё проще, неправильное) внимание.

Что это за внимание? Наиболее очевидный пример - это внимание, которое само направляется страстью, недоброжелательностью, ленью, возбуждением, сомнением. То есть, например, Петров возмущён каким-то поступком Смирнова - и под воздействием этого возмущение ему "в голову приходят", возникают в сознании воспоминания о каких-то ещё некрасивых поступках и чертах Смирнова - и возмущение усиливается, разрастается. Или уже существующее нежелание делать какое-то дело приводит к возникновению мыслей о дополнительных сложностях - и желание приступить к делу или его продолжить ещё ослабевает.

А внимание, которое приводит к прекращению пяти помех, к возникновению и усилению семи факторов пробуждения - это основательное, мудрое, правильное внимание. То есть, в общем, внимание, направленное на изучение Дхаммы, и на выполнение практик развития осознанности и сосредоточенности - это основательное, мудрое, правильное внимание.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

359072СообщениеДобавлено: Вс 26 Ноя 17, 12:34 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

ayonisomanasikāra и yonisomanasikāra.  ayoniso - неправильно, не надлежащим образом + manasikāra буквально "сила ума", как я это понимаю. "манаси" - умственный + "кара" - сила, мощь. Все вместе означает "не туда направленное умственное усилие", "не правильно", в смысле на основе невежества и неверного истолкования человек неправильно действует сначала в уме, а потом и во внешних поступках. ... соответственно "yonisomanasikāra" - правильное направление силы ума. Когда познано как надо это делать, чтобы не творить страдательных следствий
_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

359074СообщениеДобавлено: Вс 26 Ноя 17, 12:36 (6 лет тому назад)    Re: Основательное и неосновательное внимание. Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
внимание, которое само направляется страстью, недоброжелательностью, ленью, возбуждением, сомнением.

все-таки "манасикара" правильнее было бы переводить "сила ума", как по мне. Но смотрите сами из контекста сутт

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.026 (0.083) u0.013 s0.000, 18 0.014 [252/0]