№326356Добавлено: Чт 04 Май 17, 15:14 (8 лет тому назад)Интерпретации Саматхи и Випассаны
"«безобразные» дхьяны обеспечивают выход только в сферу арупа-дхату.Слишком частое посещение этой сферы может привести к крайне неблагоприятному перерождению в ней — из-за ее неограниченности выбраться оттуда крайне сложно."
Можно вслед за Р.Гомбричем интерпретировать их соотношение четырьмя разными способами.
Первый: каждая предшествующая стадия является необходимым условием предыдущей:саматха— условиевипассаны (успокоение и на этом фоне прозрение).
Второй: оба метода должны использоваться, но какой первым, а какой — вторым, должно решаться в зависимости от ситуации (там, где больше невежества —випассана,там, где больше «волнения» —саматха).
Третий: каждый из них, независимо от другого, может привести к бодхи.
Четвертый: випассана гораздо эффективнее и может использоваться сама по себе, тогда каксаматха,то есть чистая йога — сама по себе привести к освобождению не может. Однако последнему утверждению противоречит знаменитая история Мусилы и Нарады из Самьютта-никайи («Нидана», С. 2. 115-118). Монах Савиттха задает им один и тот же вопрос: знают ли они и узрели ли они собственными глазами цепь взаимозависимого происхождения? После утвердительного ответа Мусилы, Савиттха констатирует: «Итак, почтенный Мусила является архатом, его асавы отсечены». Нарада же говорит: «Благодаря совершенной мудрости (паньнья) я вижу истину: прекращение становления есть нирвана,но тем не менее я не архат, мои асавы еще не отсечены. Он сравнивает себя с разгоряченным и томящимся от жажды путешественником, который находит колодец с водой, но не может прикоснуться к ней своим телом, из чего следует, что не испытал эту истину опытным путем. Характерна и история Ананды, любимого ученика Будды. Известно, что он был лучшим знатоком Дхармы, но при жизни Учителя так и не стал архатом. Про него говорили, что мудрость (праджня-паньнья)его обширна, но сила концентрации мысли (читта-санграха) —недостаточна.
Таким образом, если саматха— определенное психическое состояние (концентрация сознания), приводящее к пресечению аффектов, то випассана —познавательный акт, гносис. Отсюда и два термина для высшей цели: нирвана —угасание (пламени аффетов), или успокоение волнения дхарм, и бодхи— прозрение-гносис). С точки зрения Будды, обе эти практики всегда должны идти вместе, иначе успокоение может завести в тупик, то есть в состояние умственного торможения, не открывающего никаких новых горизонтов и нисколько не приближающего просветления (как это случилось с ним самим, когда он обучался йоге у Алары Каламы и Уддаки Рамапутты), а прозрение, когда оно не охватывает высших уровней психокосмоса, достигаемых только через восхождение по уровням сосредоточения (дхьянам), неполно, а значит, несовершенно. Из всех дхьян отвечать идеалу нирваны больше всего должна была бы восьмая («не восприятие и не невосприятие») или скорее даже девятая — «прекращение чувствования и сознавания» (ведь в йоге Патанджаличитта-вритти-ниродхаи есть освобождение —каивалья). Но так ли это?
Напомню, как сам Будда достиг паринирваны (в «Махапариниббана-сутте» есть подробный отчет об этом событии). Он прошел последовательно с первой по девятую дхьяну, потом в обратном порядке — с девятой по первую и, наконец, снова пройдя с первой ступени до четвертой, вошел внирвану именно с четвертой ступени. А почему не с девятой? В некоторых текстах это объясняется тем, что «безобразные» дхьяны обеспечивают выход только в сферу арупа-дхату. Слишком частое посещение этой сферы может привести к крайне неблагоприятному перерождению в ней — из-за ее неограниченности выбраться оттуда крайне сложно. Считается, что небуддийские йоги принимают за конечное освобождение именно эту сферу. Выход из сансары возможен только из четвертой дхьяны —последней ступени мира форм (есть от чего оттолкнуться). Именно на этой ступени сознание не только присутствует, но и достигает наивысшей чистоты и силы, создавая маномайю — энергию ума, которая «выталкивает» адепта в нирвану.
Лысенко. Ранний буддизм
Последний раз редактировалось: Алексей_Михайлов (Чт 04 Май 17, 19:39), всего редактировалось 1 раз
№326358Добавлено: Чт 04 Май 17, 15:41 (8 лет тому назад)
Дхьяны, как и любые другие состояния, не освобождают. Они выполняют иные функции - 1. отдых (так как практика анализа тяжела и неприятна (Асанга)) 2. некий чистый опыт, по сравнению с которым духкха обычных состояний становится намного явственнее (в суттах попадается про это), и т.п. 3. возможно, еще общая тренировка в концентрации и т.п. _________________ Буддизм чистой воды
№326360Добавлено: Чт 04 Май 17, 15:54 (8 лет тому назад)
Согласно суттам, есть две разных лестиницы по четыре ступени, а не одна из девяти. Вы сами про это говорите в примере из Самьютты, а потом скатываетесь до измышления одной лестиницы, с которой думаете как бы запрыгнуть в нирвану, побегав перед этим по ней вверх-вниз.
№326389Добавлено: Чт 04 Май 17, 18:24 (8 лет тому назад)
Интересно, как может меняться понимание дхьян в зависимости от ракусрса расмотрения. Нашёл интересный текст. Большой, начал кромсать, но рука не поднялась. Вынесу отдельной темой. После него можно вернуться сюда. Возможно, с новыми пониманиями. Пока не готов с ним соотнести.
https://dharma.org.ru/board/post326388.html#326388
№326408Добавлено: Чт 04 Май 17, 19:52 (8 лет тому назад)
Думается, ещё и такой аспект, подобный вдох/выдох, напряжение/расслабление.
Практику можно представить как логичное следствие чего-то, как корень, причину чего-то, как проявление чего-то, как спутник.
Пятигорский сводил буддийские достижения/реализации с их инфраструктурой - не к причинно-следственности и следованию чему-то во времени, вытеканию из чего-то - а к синхронности.
Как это проверить/увидеть/понять? Возможно, практикой. Какой из?
№327003Добавлено: Вс 07 Май 17, 09:19 (8 лет тому назад)
А. Парибок, ФБ
==========================
В сутрах, как общеизвестно, осваивают шаматху, чтобы потом то ли планируемо перейти к випашьяне, то ли неопределенное время дожидаться, когда випашьяна сама проявится.
А в тантре, в эпоху расцвета махасиддхов, поступали наоборот. Учители-махасиддхи опирались в своей духовной педагогике на область пусть частную. но в пределах которой випашьяна у ученика уже есть: это область высшего профессионализма и(ли) призвания, например, на воинское искусство или на дар к музыке. Ученику давалось наставление, систематически уподобляющее элементы его занятия элементам ситуации созерцания. Положим, вина, резонаторы, плектр, звук, струны суть такие-то аспекты созерцания . Этот метод весьма индивидуализирован, ведет к цели куда быстрее и предпочтителен. Дело лишь в педагогическом мастерстве ваджрачарьи.
Читайте Абхаядатту.
А единство шаматхи и випашьяны необходимо в любом случае.
==========================
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы