Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Пятигорский: Поче­му "это — не я"? или Почему "я — не это"?


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Алексей_Михайлов
заблокирован


Зарегистрирован: 21.04.2015
Суждений: 1111

327720СообщениеДобавлено: Вт 09 Май 17, 23:25 (7 лет тому назад)    Пятигорский: Поче­му "это — не я"? или Почему "я — не это"? Ответ с цитатой

Поче­му "это — не я"? или Почему "я — не это"?

Ответ на первый вопрос ясен и прост: потому, что ты в чисто условном (лингвисти­ческом) смысле есть не что иное, как пять агрегатов, скандх индивидуального существования.

Ответ на второй вопрос гораз­до более сложен и гипотетичен по своему содержанию: «Ты — не
это, потому что не являешься исключением из всего того, что есть «Не-Я» (апаttа), т.е. ты не являешься исключением из уни­версального правила существования всего того, что существу­ет.

Более того, строго говоря, ты не являешься даже и субъек­том страдания и изменчивости — ибо, как нам уже известно, это «твое» тело, «твои» чувства, воля и так далее, изменяются и страдают, те пять агрегатов, которые лишь условно «припи­саны» тебе как к фиктивному обладателю.

Однако ты можешь спросить: «А что будет в случае, если я уже стал Архатом, Про­бужденным, Буддой?»
Ответ таков: «В этом случае никакие пять агрегатов тебе не смогут быть приписаны, поскольку в Нирва­не невозможно существование эмпирического "Я" с его име­нем, формой и сознанием, а "Не-Я" отменяется, так же, впро­чем, как и абсолютное Я».

(2) «Не-Я» рассматривается в буддийской комментаторской традиции как наиболее труднопонимаемая идея во всей буддий­ской философии.

Это объясняется, во-первых, тем, что в отно­шении «Не-Я» невозможен никакой феноменологический (так же, впрочем, как и в отношении абсолютного «Я» — атмана Упанишад) подход.

Во-вторых, исключительная трудность понима­ния «Не-Я» объясняется еще и тем, что это понятие получает свое радикальное философское переосмысление в концепции, которую можно было бы назвать концепцией чистого отсут­ствия. Последняя обрела свое развитие и конкретизацию по­зднее — в центральной философской идее Пустоты, в которой ясно прочитывается «Не-Я» как источник ее происхождения.

Скорее всего, именно относительная позитивность «Не-Я» яви­лась причиной того, что в более поздних концепциях чистого отсутствия и Пустоты категорически — как ложная крайность — отрицается абсолютная негативность в любой ее форме.

Исходя из сказанного, я бы рискнул закончить семинар предположением, что «Не-Я», анатта, в буддийской философии является своего рода трансцендентальной переменной, в то время как абсолютное Я, атман, в брахманистской филосо­фии играет роль трансцендентальной постоянной. "

А. Пятигорский
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Философ
Гость


Откуда: Riga


329148СообщениеДобавлено: Пт 19 Май 17, 12:06 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

На мой взгляд Пятигорский отлично себе представлял, что теория скандх, образно говоря, это не теория целых чисел, а теория дифференциальное и интегрального исчислений.
Поэтому, когда говоришь о сущности или чем-то подобном, надо помнить, что высокие слова, такие как трансцендентальность и пр. обозначают именно прогресс или регресс воззрения в область бесконечно больших или малых величин, а их актуализация потребует решения прикладных задач.
Наверх
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.023 (0.223) u0.010 s0.000, 18 0.014 [243/0]