№95060Добавлено: Ср 22 Июн 11, 08:03 (13 лет тому назад)Вегетарианство
В главном храме Калмыкии говорили о «диете милосердия»
Мясоедение ― прерогатива многих народов, но наиболее ярко выражены кулинарные пристрастия к мясу у монгольских народов: кочевники Великой степи питаются им с давних времён. Нелёгкий суровый образ жизни не оставлял им выбора, сами условия жизни не позволяли питаться злаками и овощами.
Официально приняв буддизм в 13 веке, монголы приняли и нормы этического поведения махаяны. Праздники и обряды буддистов степи мало отличались от празднований буддистов Тибета или Ладака. За исключением предпочтений в питании. В условиях отгонного скотоводства, когда пища для скота была повсюду, куда бы ни передвигалось кочевье ― буквально под копытами коней, единственно возможной формой питания было мясное. Нынешнее положение дел в мире отличается от древности.
Некогда кочевые народы со временем стали менять свои привычки в силу множества причин, и не всегда по собственной воле, но факт остаётся фактом ― прежние кочевники, возможно, уже не так, как ранее нуждаются в исключительно мясном, богатом животным белком рационе, из-за смены условий жизни и деятельности.
21 век, как и предшествующий ему 20-й, показал, что, несмотря на поразительное развитие технологий и наук, многие по-прежнему страны испытывают трудности с продуктами, не уменьшились агрессия и злоба.
Буддизм расширил границы, и многие последователи религии, основанной индийским принцем из рода Шакья, отказываются от мясной пищи вслед за духовным лидером Его Святейшеством Далай-ламой 14-м. Известно, что он уже давно сторонник вегетарианства. В дни праздника Ур-сар в Калмыкии, значительная часть буддистов на месяц перестают есть мясо и рыбу ― хотя бы на время прекращая участие в отнятии жизни живых существ; хотя бы на какое-то короткое время замедляя вращение молоха промышленного забоя скота.
В клубе «Манджушри» состоялось очередное заседание, посвящённое буддийскому вегетарианству. Открыл это заседание Шаджин-лама Калмыкии ― Тэло Тулку Ринпоче. Он пришёл вместе с молодыми монахами ― Сананом Матвеновым и Сергеем Киришовым, чтобы рассказать о том, как сам убежденным вегетарианцем много лет назад:
«Я не ем мясо уже 16 лет, с того времени, как в 1994 году получил от Его Святейшества Далай-ламы посвящение Калачакры.
Во время посвящения Калачакры в Индии было очень жарко, и я понаялу принял решение на время учений отказаться от мяса, чтобы не одолевали сон и дремота. По завершении учений, я почувствовал, что моё состояние, физическое и духовное, теперь, когда больше не ел мясную пищу, стало намного лучше.
Во-первых, я стал себя лучше чувствовать, меньше уставать. Во-вторых, пришло особое духовное удовлетворение, а в-третьих, [я понял], что вегетарианство полезно для здоровья в целом». Ринпоче улыбнулся и продолжал: «Но отказавшись от мяса, тем не менее, я позволял себе изредка есть рыбу, так как врачи не советуют полностью переходить на вегетарианство. Затем, после размышлений, я пришёл к выводу, что не есть мясо, но есть рыбу ― неправильно и перестал есть и рыбу. Да, возможно, не так легко отказаться от мясной пищи, но это и не столь трудно, как кажется многим из нас. К тому же, так мы открываем много нового в самих себе».
Сергей Киришов, монах, рассказал, что принял решение отказаться от мяса, выслушав учение Тэло Тулку Ринпоче, это случилось пять лет тому назад. Поначалу, признался Сергей: «Я делал это неосознанно, внутренне еще не был готов, но потом, по прошествии времени, когда я стал лучше понимать Дхарму, вегетарианство тесно сплелось с моим образом жизни. На моём примере вы можете видеть, что вегетарианцы внешне отнюдь не отличаются от других людей».
«Но будьте осторожны, ― предупредил буддийский монах, ― можно навредить своему здоровью, поэтому я против скоропалительных решений. Если ваша мотивация чиста, связана с бодхичиттой, то вегетарианство пойдет вам на пользу. И eсли вы станете есть мясо хотя бы через день, то уже сможете сказать, что вы не ели мяса половину жизни. Есть ещё одна опасность: вегетарианство способно усилить в вас самолюбие и эгоцентризм, если вы станете считать себя особенными существами, существами высшего порядка».
Санан Матвенов честно признался, что он не вегетарианец и поэтому понимает, что не вправе говорить на эту тему, хотя, конечно, как все монахи-гелонги и гецулы, не ест мяса во время священного месяца Ур-сар (тиб. Сага дава). Он привёл в пример ещё одного калмыцкого монаха Санала Мукубенова, давно отказавшегося от мясной пищи. «Я, если честно, к этому ещё не готов, но радуюсь, когда люди умеют ограничивать себя таким образом. Даже то, что мы сегодня собрались и задумываемся над этим вопросом; говорим о том, какие страдания испытывают животные, которые становятся нашей пищей; задумываемся о том, на какое время мы готовы отказаться от мяса: на один день, на время священного месяца или на всю жизнь ― это уже буин (заслуга)», ― рассказал гелонг Санан Матвенов.
Выступало много наших друзей: молодой учёный, младший научный сотрудник КИГИ РАН Бадма Меняев, филолог, исследователь сделал интересное сообщение о питании калмыков, о Дари-Ээджи ― калмыцкой подвижнице и убеждённой вегетарианке. Он также привёл примеры из истории ойратов, свидетельствующие о том, что ханы и простолюдины на короткий срок отказывались от поедания мяса в период буддийских праздников.
Как всегда, познавательную информацию для слушателей содержало выступление сотрудника переводческого отдела Арши Чонгонова. Он привёл примеры великих вегетарианцев-философов Древней Греции, писателей, мыслителей и звёзд шоу бизнеса.
Герел Нурова напомнила об обращении Его Святейшества Далай-ламы к компании «Kentucky Fried Chicken» (KFC) в 2004 году, в котором Его Святейшество говорил о несоответствии массового убийства цыплят для сети этих ресторанов буддийским принципам.
В дискуссию вступил глава буддийского центра «Иткл» Виталий Боков. Он рассказал буддийскую притчу о волке и олене, в которой волк попал в чистые земли несмотря на то, что убивал живых существ и ел мясо, а олень попал в ад, хотя и ел траву. Это произошло в силу того, что волк раскаивался, поедая пищу, а олень не задумывался о том, что в траве тоже много живых существ, и поэтому не испытывал раскаивания. Поэтому, отметил Виталий, есть мясо можно, если сохранять при этом правильную мотивацию.
Тэло Тулку Ринпоче, улыбнувшись, заметил, что есть мантра для устранения порока принятия в пищу мяса, а существо, мясо которого было съедено, таким образом обретает возможность переродиться в мирах благой участи. Мантру надо прочесть 7 раз: «ОМ АБИРА КЕЦАРА ХУНГ». Все присутствующие вслед за Шаджин-ламой повторили мантру, на что ведущий пошутил, что, похоже, участники собираются продолжать придерживаться мясного рациона.
Среди вольных слушателей заседания была и вегетарианка с 23-летним стажем Сарангова Полина Улюмджиевна. Она рассказала о своем пути вегетарианства и ответила на практические вопросы, например о том, из чего состоит ее ежедневный рацион.
Ведущий заседания ― журналист, прозаик Санджиев Арсланг Бамабаевич прекрасно провёл заседание, выделив каждому время для выступления, общаясь с каждым, как с другом, он способствовал созданию дружеской, тёплой атмосферы клуба. Арсланг Бамбаевич поделился воспоминаниями о своей маме, учившей его (в период тотального атеизма 60-70 г.г.) тому, что всегда надо желать животному, ставшему нам пищей, хорошего перерождения. Удивительно, насколько, миропонимание буддизма сплелось с жизнью народа, с его бытом.
Калмыцким телевидением был подготовлен документальный фильм о том, как Шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче готовит вегетарианские блюда. Этот короткий фильм посмотрели все с большим интересом и удовольствием. Многие, возможно, впервые открыли для себя ещё одну грань таланта Ринпоче.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы