№336262Добавлено: Сб 22 Июл 17, 22:08 (7 лет тому назад)Облако Дхармы (Дхарма-Мегха)
Освобождению предшествует высшая ступень йогического сосредоточения, называемая "облако дхармы" (дхарма мегха, в буддизме так же называется последняя ступень пути бодхисаттвы, предшествующая полному просветлению и обретению состояния будды*). Этому состоянию, в свою очередь, предшествуют полное бесстрастие и абсолютное отрешение от каких-либо влечений, в том числе и от влечения к высшему постижению. Тогда исчезают аффекты и карма, пуруша полностью отделяется от пракрити, которая со своими качествами перестает быть объектом для пуруши: последний реализует свою природу как чистую энергию сознания, пребывающую в самой себе. На этом "Йога сутры" Патанджали заканчиваются.
***
В соответствии с махаянским учением, путь бодхисаттвы чрезвычайно труден и долог. Он охватывает три асанкхея кальпы, кальпы "неизмеримых эонов" или "космических циклов" ("кальпы, соответствующие числу, полученному в шестидесятой позиции, называются неисчислимыми"* – "единица сама по себе – первая позиция, десять раз по единице – вторая позиция, десять раз по десять – сто, или третья позиция..."**), за время которых бодхисаттва проходит десять подробно описанных в текстах ступеней совершенствования (см., например, "Дашабхумика сутра" – "Сутра о десяти ступенях"), развивая великое сострадание и занимаясь различными видами психотехники, приводящими к овладению самыми разными типами самадхи. Через три неисчислимые кальпы бодхисаттва достигает десятой ступени, называемой
"облако Дхармы" (дхарма мегха), на которой он и обретает состояние будды, то есть совершенно и всецело пробуждается к переживанию реальности.
* Васубандху. Указ. соч. Раздел третий. С. 185-186.
** Там же. С. 185.
Сутра 29: Дхарма мегха самадхи
Prasan̤khya̱neapyakusi̱dasya sarvatha̱
vivekakhya̱terdharmameghah sama̱dhihi
Prasan̤khya̱ne — в высшей медитации;
api — даже;
apiakusi̱dasya — того, у кого нет интереса;
sarvatha̱ — на каждом пути;
vivekakhya̱teh — различением;
dharmameghah — ливень дхармы;
sama̱dhi — самадхи.
Когда нет интереса даже к высшей медитации, дхарма мегха самадхи развивается по причине полного различения.
Когда состояние вивекакхьяти полностью устанавливается и отпечатки, вызывающие прерывание, также подавлены, медитация достигает своей высшей точки в тончайшем типе самадхи, называемом дхарма мегха самадхи. Оно интересно тем, что здесь йог развивает невлечение даже к просветлению. Здесь имеет место полная вайрагья даже в отношении вивекакхьяти, и йог становится свободным от желания достичь кайвалью. До этих пор им руководило честолюбие в отношении кайвальи. Теперь даже оно оставляется позади. Как только он оказывается вблизи высшей точки, жажда достижения этой точки полностью теряется.
Акусида означает отсутствие всякого расчета. Это состояние, в котором йог отказывается от идеи получения чего-либо или достижения когда-либо через медитацию, которую он делает. Честолюбие и интерес оставляются позади. Садхана практикуется, но идея достижения чего-либо отсутствует. В этом состоянии нет привязанности даже к состоянию кайвальи. Очень интересно заметить, что отказ от сильного желания кайвальи, которое вело последователя от низшей точки сознания к развитию высшего осознания, происходит автоматически прямо во время достижения кайвальи*
.
* Имеется в виду, что это происходит одновременно. Инструментальной же причиной кайвальи является именно вайрагья в отношении кайвальи. (Прим. пер.)
Это дает начало дхарма мегха самадхи. В этом состоянии все семена прошлых отпечатков полностью сгорают. Каждая карма заканчивается, и открываются врата реальности. Остаются тайны и любопытство, ничего более.
Слово дхарма не означает религию. Это также и не долг. Его значение отличается как от принятого в религии, так и от долга.
Оно означает неотъемлемое свойство или характеристическую функцию. Дхарма, о которой здесь говорится, — это сат, чит и ананда, которая есть универсальная характеристика или функция более высокого сознания. Мегха — это технический термин, означающий мистическое состояние, которое может быть описано как самое высшее состояние дремы (drowsiness), через которое мы имеем опыт сат-чит-ананды. Мегха на санскрите означает облако.
Это облако, которое ливнем изливает на йога опыт сат, чит и ананды, составляющих одно единое состояние. Он не может быть описан через язык с помощью слов. Можно [только] сказать, что это очень высокое состояние однородного опыта сат-чит-ананды.
Оно становится возможным, когда достигается последняя стадия нирбиджа самадхи. Возьмем пример. Когда человек умирает, последним моментом его жизни является момент, когда он видит всю свою жизнь, проходящую перед ним неким мистическим образом. Это не некое отчетливое видение, имеет место своеобразное мистическое осознание всего, что произошло в его жизни. Он смотрит на это, как если бы смотрел на некий пейзаж. Подобным образом великий опыт дхарма мегха самадхи является последним моментом перед освобождением. Он приводит к концу всех усилий, всей садханы, медитации или самадхи.
Освобождение означает обрывание, а дхарма мегха самадхи есть конечная точка цели абхьясы йоги. После ее достижения йог входит в новую область опыта и деятельности.
№336272Добавлено: Сб 22 Июл 17, 23:52 (7 лет тому назад)
Мне вот из Ланкаватары больше нравится:
"1. Пребыванию в просто уме, в безóбразности на уровне будд —вот чему наставляли, наставляют и наставлять будут [все] пробуждённые.
2. [Просто] ум — на седьмом уровне, но на восьмом — безóбразность. Два уровня [следующих] — завершающие, высший же — моей изначальной природы.
3. Внутреннее самопознание и полная чистота — таков уровень моей изначальной природы. Се — высшая из обителей Махешвары, сияющая Акаништха ..."
№336365Добавлено: Вс 23 Июл 17, 13:55 (7 лет тому назад)
Десять бхуми
...
10. Ступень облако учения (дхармамегха)
Здесь бодхисаттва овладевает особым знанием, которое ведет к развертыванию всех сил существ посредством магических творений; таким образом, на этой ступени преобладает совершенствование парамиты мудрости или знания (джнянапарамита). Поскольку проповедь Учения подобна дождевому облаку, которое орошает истиной все миры, эта ступень так и названа.
Итак, им достигнуто совершенное владение нирманакаей. Он остается здесь до тех пор, пока не обретет способность вырабатывать Всеведение в отношении всех познаваемых аспектов без всякой привязанности к ним и совершенно беспрепятственно. Когда же он способен к этому, тогда и достигается ступень Будды, выше которой ничего не существует, ибо уже были достигнуты кульминационные пункты всех видов совершенства. Даже Будда не может выразить их безупречное совершенство.
№336396Добавлено: Вс 23 Июл 17, 14:40 (7 лет тому назад)
Дхарма-мегха - это когда всё видят, как только дхармы. Нет вещей, нет существ, остаётся только облако дхарм. Это есть реализованная випашьяна. _________________ Буддизм чистой воды
№336414Добавлено: Вс 23 Июл 17, 15:13 (7 лет тому назад)
В Йога-Сутрах есть схожий термин. Если он параллелен с буддийским, то это однозначно про реализацию випашьяны. Самое забавное, что у Патанджали на этом этапе даже сам атман преодолевается. Но для достоверности нужны буддийские материалы. _________________ Буддизм чистой воды
№336508Добавлено: Вс 23 Июл 17, 18:15 (7 лет тому назад)
В Дхарме нет ничего ценнее опыта. Сутры - палец. Вот это и значит, что палец Ланкаватары указывает в правильном направлении. И это мне нравится. так пойдёт?)
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы