Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Китайские буддийские школы в эпоху Тан и существование воззрения Чань


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дальневосточный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Пэма-Сопа



Зарегистрирован: 31.01.2015
Суждений: 1

231574СообщениеДобавлено: Сб 31 Янв 15, 23:29 (10 лет тому назад)    Китайские буддийские школы в эпоху Тан и существование воззрения Чань Ответ с цитатой

Это небольшое эссе появилось в Фэйсбуке, в группе “Буддизм без цензуры))) uncensored version”. Эссе описывает положение дел с буддийскими школами в Китае во времена достаточно от нас удалённые, приблизительно времена династии Тан (6-9 века нашей эры). После его прочтения у меня возникли сомнения и вопросы, ответить на которые мне мешает недостаточное знание культуры Китая и истории китайского буддизма. Основные сомнения: 1) Достоверна ли информация о китайских школах того времени, озвученная в эссе? 2) Правильные ли сделаны выводы из этой информации?

Конкретные вопросы я сформулирую после этого эссе. Итак:

Цитата:
Отличие школ китайского буддизма от школ тибетского буддизма вкратце.

Для европейцев структура тибетского буддизма, при которой в каждой школе есть всё, от основ до самых высоких практик, а воззрение и методы могут отличаться и между школами много споров по воззрению и несовпадения по практике - привычно и естественно. Поскольку в христианстве так же и вообще "везде так". Поэтому они и школы китайского буддизма воспринимают так же. Как секты, в хорошем смысле слова "секта" (см. Педивикию)

Но. В Тибете буддизм формировался в условиях культурного общества наподобие современного Северного Кавказа. С клановой структурой и довольно низкой (очень низкой!!!) плотностью населения. Этим и обусловлено то, что каждая школа содержала в себе всё что нужно было для того, чтобы пройти весь путь от начала и до конца не отходя от одного монастыря или одного учителя. Кроме того, школы имели тесную связь со своими спонсорами - кланами, которые во многом обуславливали политику школ. Взаимоотношения между кланами гордых горцев обуславливали взаимоотношения между школами.

А вот в Китае было совсем не так. К 4-му году от р.х., когда первые буддийские статуи были привезены из Индии подарены Императору, Китай давно перестал быть культурным обществом, за четыре века до того став обществом цивилизованным. Объединение страны Циньшихуанди, привело к разрушению клановой структуры. Аристократия осталась, но ровным счётом никакой политической роли никогда больше не играла. Немногочисленным выжившим в горниле реформ, не закопанным живьем в ямах и не вмурованным в Великую Стену представителям аристократии выделили наделы земли, на которой они жили как помещики. Иногда - сами возделывая землю. Их даже именовали отныне официально "крестьянами". Государство держало их при себе "для коллекции", чтобы в случае надобности выбрать из их числа основателя очередной династии, что, впрочем, было, как правило, без надобности, поскольку основателями новых династий становились в основном аристократы из числа завоевателей, которых китайская культура и китайская бюрократия, сдавшись им с их точки зрения, очень быстро проглатывали, перерабатывали и ассимилировали. Превращали их в китайцев. С китайским менталитетом. То есть, "тибетский фактор номер один" - отсутствовал.

"Тибетский фактор номер два" - низкая плотность населения и трудности путешествия по дикой горной стране - отсутствовал так же.
В Романе Речные Заводи есть такой эпизод:
Главный герой, путешествуя по Китаю, оказывается в ДИКОЙ, БЕЗЛЮДНОЙ МЕСТНОСТИ, пройдя целых два ли (один ли - чуть больше половины километра) и не встретив ни одного ресторана. Заметьте! Не "человеческого жилья". РЕСТОРАНА!!!

Какие же факторы влияли на формирование китайского буддизма?

Во-первых, система образования. В Китае с древних времен функционировала конфуцианская система бесплатного образования, не всеобщего, но для всех желающих, при которой, по итогам письменных экзаменов в форме сочинений, которые оценивались госкомиссиями "в темную" чтобы избежать коррупции, талантливые молодые люди имели возможность продолжать образование, параллельно будучи привлечены на государственную службу, будучи при этом обязанными учится дальше и сдавать экзамены на более высокие уровни образования и, по результатам экзаменов продвигаясь по карьерной леснице.

Здесь переходим ко второму фактору: китайскому синкретизму.
Основа образования была конфуцианской. Но параллельно конфуцианству, которое вбивалось в китайцев с детства, существовали ицзинистика, астрология, фыншуй, различные направления даосизма и множество, порой, весьма маргинальных религий, народных верований, сект и философских учений, интересоваться воззрением и практикой которых молодым ученым ничего не препятствовало. Конфуцианцы не принимали "прибежища" в Кунцзы, и могли интересоваться чем угодно и практиковать что угодно. Или даже бросить службу и уйти с головой в даосизм, например. Или вовсе бросить всё и стать поэтами, писателями, музыкантами и художниками, отшельниками в горах, странствующими магами колдунами, гадальщиками, исследующими новые горизонты приложения и толкования триграмм и гексаграмм,или шарлатанами алхимиками... В общем, бездельникамиBugaga

В результате того что китайскими буддистами становились люди воспитанные на многовековых традициях синкретизма и в силу того что "далеко ходить не надо было", школы буддизма представляли собой не разрезанные куски слоеного пирога, а части слоев целого пирога. Являлись частями горизонтальных слоев, а не вертикальными срезами. Продвигаясь по буддийскому пути практикующий не оставался на одном месте, а переходил из школы в школу. "Съедая" необходимые ему кусочки всё более и более высоких слоев не ограничиваясь областью одного, отрезанного как в Тибете куска. Поднимаясь всё выше и выше он "отъедал" кусочки то здесь то там, перемещаясь из монастыря в монастырь. Из школы в школу. От учителя к учителю.

Школы, таким образом, не были в Китае "сектами" ни в каком смысле. Они являлись носителями и хранителями отдельных фрагментов общего пути. Кусочками конструктора Лего, из которых каждый китайский практик буддизма создавал свою собственную, индивидуальную и неповторимую картину пробуждения.

Кроме того, в Китае была очень специфическая система налогообложения, при которой каждый мужчина обязан был платить подушный налог и выполнять трудовую повинность.
Это не могло не наложить отпечаток и на китайский буддизм. Возникла проблема. Монахи уходят от мира. Монахи не зарабатывают денег. Но подушный налог платить положено по закону и на общественные работы могут по жребию мобилизовать.
В таких условиях встал вопрос об освобождении ушедших от мира бритых товарищей от налогов и повинностей. От налогов освобождались лишь сдавшие гос-экзамен, по нашим современным меркам, выпускники high school. (Таких было немного, кстати. Государственное образование было бесплатным, но не всеобщим, напомню)

После долгих обсуждений и консультаций, была скопирована светская система, и создана система общего буддийского образования при которой принявшие постриг послушники освобрждались от налогов и повинностей, но не имели права покидать стены монастыря, в котором приняли постриг, а успешно сдавшие гос-экзамен монахи освобождались от налогового бремени полностью, и получали право свободно покидать монастырь и путешествовать по стране. Их имена заносились в специальный реестр. Им выдавалось соответствующее именное удостоверение с уникальным номером.

Таким образом, третья особенность китайского буддизма - если по улице идет монах - этот монах получил образование и успешно сдал экзамены на знание буддийского канона и шастр относящихся к прамане, абхидхарме, праджняпарамите и винайе. Точный список шастр и предметов можно уточнить в специальной литературе. Сейчас я не вспомню. Точно могу сказать, что очень углубленно изучалась Абхисамайяаланкара Майтрейи.
_____________________________________
_____________________________________

Какие из этого следуют выводы?

Подходить к китайским школам с "тибетскими" мерками и, подобно тому как говорят о "Прасангике в трактовке Гелуг", "воззрении ньингма или Сакья", и тэ дэ говорить, например, о "воззрении чань" нельзя. Это некорректно. Практики чань получали стандартную философскую подготовку. Ну, разве что, некоторые из них могли быть бывшими даосами и иметь отчасти даосские воззрения, а другая часть могла придерживаться трактовки Лотосовой Сутры по школе Тяньтай, а не Абхисамайяаланкары, применительно к пониманию скрытого смысла праджняпарамиты.
В результате того что из буддийской high shool они добирались до чань разными путями, индивидуальные воззрения и представления "о" каждого из них были неповторимыми и уникальными.

Повторю как Маленький Принц:

1) Говорить о "воззрении чань" некорректно.

2) На основании ЛИШЬ доказательства, а тем более предположения о принадлежности некоего монаха к школе чань делать выводы о том что он придерживался воззрения такого а не иного - мягко говоря, чрезвычайно легкомысленно. Как говорят в Гелуг - "довод не содержится в основании" (-_^)

Это не только к чань, а ко всем китайским школам и учителям относиться. Не понимаю, если честно, почему такие простые и очевидные вещи ускользают от взгляда западных буддологов. Для представителей русской и советской школ буддологии это было очевидно. Вроде, с офтальмологией на Западе всё в порядке и очки там качественные...
Откуда такая близорукость?
_____________________________
_____________________________

И напоследок немного оффтопа в стиле Линьцзи (Риндзай)

Многие, в том числе китайцы. В том числе ученые. В том числе ученики и учителя чань и дзен, придерживаются мнения, что Патриархи чань изобрели "мгновенный путь", который является уникальным ноу-хау школы чань. Идиоты!

Изучайте Абхисамайяаланкару. С педагогом. Там очень подробно описаны и постепенные и мгновенные пути. Изучив и поняв замысел Майтреи вы поймете, что и как на самом деле.

А лучше - бросьте бесполезное чтение трудов длинноносых идиотов, пишущих о репе, ни разу не попробовав её на вкус. Выкопайте репу и съешьте её. Лысые ослы, мать вашу так!
(*^о^*)
Ну вот как-то так.
Писал на коленке по памяти. Поэтому фактологию, у кого есть желание и интерес, проверяйте сами. За сумбурность изложения, ошибки и не точности прошу прощения. Писал, повторюсь, на коленке.

Вопросы:

1) Действительно ли школы китайского буддизма не являлись самодостаточными путями, предоставлявшими все необходимые средства для достижения полной реализации? Действительно ли китайские школы не обладали самодостаточными воззрением и практикой, отличными от воззрений и практики других школ? Действительно ли китайские школы являлись чем-то вроде ступенек на пути к пробуждению и практикующему по мере продвижения по пути необходимо было переходить из школы в школу и от учителя к учителю для того, чтобы достичь полной реализации?

2) Достоверно ли в эссе описывается система общего буддийского образования в Китае? В чём заключалось образование? Монахи разных школ изучали одни и те же предметы и тексты, или разные? Кто занимался преподаванием? Кто принимал экзамены, ведь экзаменатор должен обладать большими познаниями, чем экзаменуемый? Как, например, у чаньских монахов получалось совмещать работу и учёбу, ведь такая учёба связана с освоением больших объёмов информации?

3) В эссе говорится, что все, кто получил диплом монаха, прошли один и тот же образовательный курс. Вытекает ли отсюда, что не существовало какого-то отдельного воззрения Чань или других школ? Или, действительно, у всех школ их особые воззрения были, а у Чань не было? И поэтому чаньцы были чем-то вроде анархического братства, где каждый мог думать и говорить о своём, а объединялись они только совместным времяпровождением и любовью к созерцанию? Smile

4) Хотелось бы узнать, действительно ли многие “ученики и учителя чань и дзен придерживаются мнения, что Патриархи чань изобрели "мгновенный путь", который является уникальным ноу-хау школы чань”? И если они так думают, являются ли они идиотами? Smile

5) Основывается ли воззрение Чань (или школа Чань, если воззрения Чань не существует) на трактате Майтреи-Асанги “Абхисамаяаланкара”?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Росс
Гость





231576СообщениеДобавлено: Вс 01 Фев 15, 00:03 (10 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Наверное студенческий реферат? В школе Чань передача шла от Будды через Боддхидхарму и далее. Какое к этому имеет отношение государственная культура Китая, даосы и конфуцианцы?
Наверх
Росс
Гость





231577СообщениеДобавлено: Вс 01 Фев 15, 00:22 (10 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Бодхидхарма был поклонником Ланкаватара-сутры. Так что это видимо ближе линии Нагарджуны.Хотя и не противоречит Асанге, Майтрее.
Наверх
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30625

231578СообщениеДобавлено: Вс 01 Фев 15, 01:11 (10 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Да, не очень понятно, почему на факте социальной встройки буддизма в китайское общество (буддизм был прризнан наравне с другими искусствами, которые следовало изучить благородному мужу) делается вывод о синкретичности взглядов чаньских учителей, от которых дошли до нас некоторые тексты.
Насколько мне известно, последователи дзен/чань не считают, что "именно их" патриархи изобрели некий новый метод. Прямо наоборот, всегда подчёркивается то, что это ни что иное, как самое первое и самое чистое учение Будды.
Насчёт опоры на определённые тексты - опять же, насколько я знаю, разные обители полагали главной, по-крайней мере, для себя одну определённую сутру. К таким сутрам (наиболее распространенным в обителях) относятся сутра Сердца, Алмазная сутра - которую называет главной Хуинэн - его оппонент и даже противник Шэньсю на это место ставил Ланкаватару. Последняя, как я понял, была заметно менее популярна. Но во многих обителях были богатые библиотеки, так что желающие могли изучать самые разные тексты. В любом случае, на первом месте во всех школах была идея "передачи ума Дхармы", передачи от ума к уму, которую ещё принято называть "прямой" передачей. Это означало превесходство интерпретации текста над его заучиванием и повторением. Но это не было их изобретением - то же самое практиковалось и в Индии.
Да и про идеи "instant enlightenment" было известно в северных индийских государствах, где активнее развивалась махаяна. То есть, это, всё таки, не изобретение чаньцев. Просто это стало их "trademark".
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дальневосточный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.024 (0.948) u0.011 s0.000, 18 0.014 [245/0]