Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Вопрос про вопрос «что происходит с Татхагатой после смерти»

Страницы Пред.  1, 2
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2145
Откуда: Мартышкино

638619СообщениеДобавлено: Вт 23 Янв 24, 00:29 (4 мес. назад)     Ответ с цитатой

Думаю, что сутты - сказки, порой не плохие.

Дело не в том, что там в суттах и что по этому поводу думал Будда -

а в том, как оно есть на самом деле в настоящем
(поскольку как прошлое, так и будущее - фикции, их не существует в реале)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
pispaterdo



Зарегистрирован: 21.01.2024
Суждений: 19

638637СообщениеДобавлено: Вт 23 Янв 24, 16:52 (4 мес. назад)    Re: Вопрос про вопрос «что происходит с Татхагатой после смерти» Ответ с цитатой

Кира пишет:
Вопрос про вопрос «что происходит с Татхагатой после смерти»

Подскажите пожалуйста, можно ли вопрос «что происходит с Татхагатой после смерти» переформулировать так:

Что происходит с атманом, если он есть вне опыта, после прекращения явления дхарм в опыте.

Попробую пояснить более подробно:

При живом человеке буддисты считают, что атмана в опыте нет, а вне опыта - может есть, а может нет. Атман вынесен «за скобки», он - как вещь-в-себе, существование которой не прояснено.

И вот после прекращения потока дхарм (смерти татхагаты) - вопрошающего интересует вопрос  - «не изменилось ли что там, за скобками». Не наступили ли какие-нибудь перемены в атмане (который может существует, а может и не существует).

Это ли имели ввиду авторы вопроса ?
Не это, т.к. они априори знают догмат о том, что атман неизменен.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12716

638639СообщениеДобавлено: Вт 23 Янв 24, 18:11 (4 мес. назад)     Ответ с цитатой

В хинду философиях есть субстанции, а есть - качества. Субстанция - махабхуты, например, а проявление - эмпирика.

Сознание - это как эмпирика у субстанции - атмы.

Буддизм с понятием субстанции жестко спорил и от субстанции и качеств все свел к одним качествам.

Про существование татхагаты после смерти сутты странные. Там по сути просто говорится, что тебе (шраваку) в данный момент полезнее думать о 4БИ.

Если там за существование стоит «бхава», например, то Будда не существует уже и сейчас в контексте 12ПС.

Если «татхагата» - это праджняпти, то ответ примерно такой же - его и сейчас нет.

Трактовок много потому что там непонятно что сказано и в каком смысле.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Android
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12716

638640СообщениеДобавлено: Вт 23 Янв 24, 18:21 (4 мес. назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
а вне опыта - может есть, а может нет

Эти все понятия объявлены в НБ лишь языковыми конструкциями, которых не может быть даже в потенциальном опыте из за их логической противоречивости. Не сиюминутный опыт имеется ввиду типа «вы суслика не видите а он есть».

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Android



Зарегистрирован: 23.09.2012
Суждений: 4043
Откуда: South Indiana

638642СообщениеДобавлено: Вт 23 Янв 24, 20:29 (4 мес. назад)     Ответ с цитатой

В хинду философиях есть субстанции, а есть - качества. Субстанция - махабхуты, например, а проявление - эмпирика.

Сознание - это как эмпирика у субстанции - атмы.

Буддизм с понятием субстанции жестко спорил и от субстанции и качеств все свел к одним качествам.

Про существование татхагаты после смерти сутты странные. Там по сути просто говорится, что тебе (шраваку) в данный момент полезнее думать о 4БИ.

Если там за существование стоит «бхава», например, то Будда не существует уже и сейчас в контексте 12ПС.

Если «татхагата» - это праджняпти, то ответ примерно такой же - его и сейчас нет.

Трактовок много потому что там непонятно что сказано и в каком смысле.

наболтали целый шкаф сутр, и без толку. по прежнему адепты пишут гига-байты текстов про, что осталось от архатов после их ухода. и если что-то осталось кроме рожек и ножек, то -- это индуизм, а не трушный буддизм.

но тем не менее, мне кажется, что небытийники, партия ренаты & антарадханы (а где он, интересно) -- правы. они уловили суть раннего буддизма.  другой вопрос -- на фига это нужно.

_________________
सर्वधर्मशून्यता
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10349
Откуда: Москва

638654СообщениеДобавлено: Вт 23 Янв 24, 22:33 (4 мес. назад)     Ответ с цитатой

вобщем выходит, что вопрос про Татхагату имеет смысл если придерживаться мнения: атмана в опыте нет, а вне опыта - неизвестно, мы тут отказываемся от суждений.

и после смерти Татхагаты мы продолжаем отказываться от суждений (про атман вне опыта).

Позиция же "атмана вне опыта вообще никак нет" делает авторов вопроса про Татхагату какими-то невероятно-глупыми людьми.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12716

638659СообщениеДобавлено: Вт 23 Янв 24, 22:56 (4 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
вобщем выходит, что вопрос про Татхагату имеет смысл если придерживаться мнения: атмана в опыте нет, а вне опыта - неизвестно, мы тут отказываемся от суждений.

и после смерти Татхагаты мы продолжаем отказываться от суждений (про атман вне опыта).

Позиция же "атмана вне опыта вообще никак нет" делает авторов вопроса про Татхагату какими-то невероятно-глупыми людьми.

Дхарм нет никак иначе чем от первого лица. Тело другого, которые вы видите - это ваше восприятие, а не его.

Цитата:
Татхагата отбросил то чувство… восприятие… формации… сознание, посредством которого тот, кто описывал бы Татхагату, мог бы описать его. Он срезал его под корень… Татхагата освобождён от обозначения в рамках сознания, Ваччха. Он глубок, неизмерим, его также трудно измерить, как и океан. [Выражение] «он перерождается» тут неуместно. [Выражение] «он не перерождается» тут неуместно. [Выражение] «он и перерождается и не перерождается» тут неуместно. [Выражение] «он ни перерождается, ни не перерождается» тут неуместно».

А тут явно про отсутствие компетенций, как и в случае с «невидимостью» для бака брахмы.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10349
Откуда: Москва

638673СообщениеДобавлено: Ср 24 Янв 24, 02:00 (4 мес. назад)     Ответ с цитатой

ТМ
Цитата:
Дхарм нет никак иначе чем от первого лица. Тело другого, которые вы видите - это ваше восприятие, а не его.


Как нам доказали в ОБЧУЖОД, воззрение реалиста и идеалиста ничем существенно не отличаются и могут быть перетолкованы друг в друга.

Только реалист говорит просто и кратко (и так все люди привыкли говорить), а идеалист - долго и формально более точно.

Пример:

Говорит реалист: я вижу что Вася плачет, стало быть Васе грустно.

То же самое на языке идеалиста: я вижу что Вася плачет, (если бы я плакал, то это было бы оттого что мне грустно), и вот я выдумываю специальный мир относящийся к Васе и считаю, что там (по ранее приведенному моему рассуждению в скобках) находится дхарма «грусть».

——

Я свой постинг писал просто, на «реалистическом» языке. Но его можно переписать и на «идеалистический».
Суть от этого не изменится же.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12716

638675СообщениеДобавлено: Ср 24 Янв 24, 03:11 (4 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
ТМ
Цитата:
Дхарм нет никак иначе чем от первого лица. Тело другого, которые вы видите - это ваше восприятие, а не его.


Как нам доказали в ОБЧУЖОД, воззрение реалиста и идеалиста ничем существенно не отличаются и могут быть перетолкованы друг в друга.

Только реалист говорит просто и кратко (и так все люди привыкли говорить), а идеалист - долго и формально более точно.

Пример:

Говорит реалист: я вижу что Вася плачет, стало быть Васе грустно.

То же самое на языке идеалиста: я вижу что Вася плачет, (если бы я плакал, то это было бы оттого что мне грустно), и вот я выдумываю специальный мир относящийся к Васе и считаю, что там (по ранее приведенному моему рассуждению в скобках) находится дхарма «грусть».

——

Я свой постинг писал просто, на «реалистическом» языке. Но его можно переписать и на «идеалистический».
Суть от этого не изменится же.

>>выдумываю

Laughing

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.024 (0.732) u0.011 s0.003, 18 0.011 [253/0]