№158212Добавлено: Сб 03 Авг 13, 19:11 (11 лет тому назад)
Алекс, я думаю, не стоит зацикливаться на понятии "душа". Напр, в ДН 1 Будда не говорит о душе, но говорит о "я" и "мире". И там вполне себе есть "конечное я", которое не то что не immutable, а даже не immortal .
Так что это все - второстепенно. Главное, что такие воззрения (согласно ДН 1) возникают у тех, кто "immersed in craving" и эти воззрения "conditioned by contact". В этом - основная фишка. Не зря эта сутта стоит первой...
Алекс, я думаю, не стоит зацикливаться на понятии "душа". Напр, в ДН 1 Будда не говорит о душе, но говорит о "я" и "мире". И там вполне себе есть "конечное я", которое не то что не immutable, а даже не immortal .
В ДН1 говориться: "Rūpī attā hoti arogo parammaraṇā saññīti naṃ paññāpenti." Используется attā.
Также не забывайте о Attakārī сутте. Где Будда отрицает что он вообще слышал что нету действий я, нету действия других.
“Natthi attakāro, natthi parakāro.”
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an06/an06.038.niza.html _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
№158215Добавлено: Сб 03 Авг 13, 19:24 (11 лет тому назад)
Алекс
Ну, это не столь важно, какое слово используется. Но речь-то идет о фиксированных воззрениях о "Я".
С другой стороны, конечно, Вы правы, Будда не отрицает очевидного (как в той сутте о "делателе"). Он отрицает лишь цепляние за это очевидное и возведение его в абсолют. Именно здесь и проявляется жажда! Ей мало, что "я стою", "я иду". Ей нужно знать, какое именно "я" стоит, идет, что будет с этим "я" завтра и т. д. .
№158219Добавлено: Сб 03 Авг 13, 19:39 (11 лет тому назад)
Будду иногда обвиняют в нигилизме. Мол, он уходил от фундаментальных вопросов о "я" и "мире". Говорил, чтобы не заморачивались . Но он не просто говорил "не заморачиваться" на эту тему. Он обращал внимание слушателей к корням проблемы. Откуда берутся все эти воззрения о "смерти" и "бессмертии" Я (или конечности-бесконечности мира)? Из 12 ПС! Неведение-контакт-жажда - такова последовательность работы механизма по формированию "мировоззрения" .
№158229Добавлено: Сб 03 Авг 13, 20:42 (11 лет тому назад)
Алекс, цвет - это не сущностный признак машины . Вот если Вы поменяете кабину на парашют, а двигатель на мороженное, и т. д., тогда это будет уже не машина
Хотя, шутки шутками, но сути обсуждаемого вопроса это не меняет. Как только "я" вплетается в некую систему отношений, тут же начинаются проблемы...
№158230Добавлено: Сб 03 Авг 13, 20:46 (11 лет тому назад)
Alex123
Нет, от перекраски сущность машины не меняется. Философски атман рассматривается в своей сущности, поэтому любое изменение делает его не атманом, а другим. Сущность предмета то, что делает его самим собой.
Последний раз редактировалось: test (Сб 03 Авг 13, 20:59), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: Krie
Хотя, шутки шутками, но сути обсуждаемого вопроса это не меняет. Как только "я" вплетается в некую систему отношений, тут же начинаются проблемы...
Мне кажется что "Я не существует" или "Атмана нет!" тоже звучит своего рода как возрение о Я/Атман. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Атман, который поменялся, это не атман, а нелогичность.
Почему атман должен быть неизменым?
Потому, что это мой личный субъект. Он должен сохраняться после смерти, иначе меня не заинтересует этот атман и построенная вокруг него даршана.
А даршана состоит в том, что атману предицируют какие-то качества после смерти: телесность, сознательность, блаженство и пр.
Хотя, шутки шутками, но сути обсуждаемого вопроса это не меняет. Как только "я" вплетается в некую систему отношений, тут же начинаются проблемы...
Мне кажется что "Я не существует" или "Атмана нет!" тоже звучит своего рода как возрение о Я/Атман.
Совершенно верно. Когда говорится такое, надо всегда пояснять, что именно имеется ввиду. Вот та Ваша сутта о "делателе" мне очень понравилась. Будда тем брахманам говорит: "Ребята, что значит there is no self-doer? Вы что, с ума сошли?" "Движенья нет, - сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить..." (Пушкин). А имеется ввиду то, что в результате жажды на основе контакта возникает система отношений типа "Я - это, или я - то, или я- такой-то, я будут таким, я был таким и т .д.", которая, будучи довольно ригидной, жестко ограничивает человека, заставляя его страдать, когда оказывается, что "я - не это", "я - не такой" и т. д... . Напр., "я -семьянин". И вдруг жена ушла. Теперь "я- другой"
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы