№12960Добавлено: Пт 10 Мар 06, 22:24 (19 лет тому назад)Развитие сомнения как компонент в Дзэн-до
Несколько раз я встречался, с фразой, что в буддийских практиках нужно развивать в себе сомнение (и сам Бокуин Дзенди говорил, что тот, кто не развивает - ленивый бездельник). Только так д конца и не понял я, что же это за сомнение такое?...
— Один дзэнский мастер прошлого сказал, что великое просветление следует за великим сомнением14. Вы не прибегаете к этому великому сомнению в своем учении. Почему?
Банкэй:
— Давным-давно, когда Нангаку пришел к шестому патриарху, тот спросил его: «Что это сюда пришло?» Нангаку был полностью ошеломлен этим вопросом. Его сомнения продолжались в течение восьми лет15. Затем он смог ответить: «Если бы я сказал, что пришло "это", то в тот же момент я попал бы мимо цели». Вот это действительно великое сомнение и великое просветление. Представь себе, что ты потерял свою единственную рясу, ту самую рясу, которую ты получил при пострижении в монахи. Ты никак не можешь найти ее. Ты ищешь ее и ищешь. Ты ни на минуту не можешь прекратить свои поиски. Это было бы настоящим сомнением. В наши дни люди говорят, что необходимо погрузиться в сомнение, ибо так поступали люди в прошлом. Поэтому они искусственно взращивают сомнение. Но это всего лишь имитация сомнения, а не настоящее сомнение, и поэтому для них никогда не настанет тот день, когда они придут к истинному разрешению сомнений. Это подобно тому, как если бы ты отправился куда-то на поиски того, что ты и не терял вовсе, напустив на себя такой вид, как будто ты и в самом деле потерял это.
А вот что говорил о сомнении Линь-цзы:
— Как только в мыслях твоих появляется сомнение — это Мара1. Если же ты достигнешь понимания, что десять тысяч Дхарм никогда не рождаются, что мысли подобны метаморфозам, что не существует ни единой пылинки, ни одной Дхармы, что везде все чисто и незапятнанно, — это Будда.
Таким образом, Мара и Будда являют два состояния — нечистое и чистое.
***
Кто-то спросил:
— Что представляет собой ситуация, в которой четыре разновидности [стихий и состояний] лишены примет?
Наставник отвечал:
— Стоит вам лишь в мыслях усомниться, и земля преградит вам дорогу.
Стоит вам лишь в мыслях испытать вожделение, и вас затопит вода.
Стоит вам лишь в мыслях разгневаться, и вас сожжет огонь.
Стоит вам лишь в мыслях обрадоваться, и вас унесет ветер.
Если вы сможете уяснить, что дело обстоит таким образом, то ситуация не сможет вертеть вами, [напротив], вы будете во всех случаях подчинять себе ситуацию.
***
Некая группа обучающихся ищет Маньчжушри на горе Утайшань3. Они допускают ошибку с самого начала. На Утайшане нет Маньчжушри. Хотите узнать Маньчжушри? Только происходящая сейчас деятельность вашего разума, никогда не изменяющегося, не знающего сомнений, — это и есть живой Маньчжушри.
***
Стоит хоть раз усомниться, как [демон] Мара тут же проникнет в вашу душу.
Если бодхисаттва сомневается, [демон] рождения и смерти Мара получает удобный случай.
***
Почтеннейшие! Чего вы ищете? Не зависящий ни от чего человек Дао, который сейчас слушает мою проповедь, совершенно ясен, у него нет недостатка ни в чем.
Если вы хотите достичь состояния, ничем не отличающегося от [состояния] Будды и Патриарха, вы должны придерживаться именно такого взгляда.
Никаких сомнений и ошибок!
***
Последователи Дао! Если вы хотите уподобиться Дхарме, то не допускайте, чтобы возникали сомнения.
В развернутом виде она (Дхарма. — И. Г.) представляет собой всеобщий закон дхармадхату; в свернутом виде4 на ней не уместится и тонкий волос.
Ясно и лучезарно сияя в одиночестве, она никогда не знала ни в чем недостатка.
№13175Добавлено: Вс 12 Мар 06, 14:08 (19 лет тому назад)
Склихософский пишет:
Так Вы уже сомневаетесь..
Это Вы почему так решили? Иногда передо мной стоит выбор, сомневаться ли в выбранном пути или нет. Уже какое-то время не сомневаюсь. Но вопрос то - не в этом, а в учении Дзэн...
№13178Добавлено: Вс 12 Мар 06, 17:16 (19 лет тому назад)
Под завалами в тёплых сомнениях
Рисовала твои откровения
В иероглифах,
Строгих столбиках.
То сомнение, о котором вы спрашиваете, это основное переживание в практике хуа-тоу. Это переживание, которое не дает вашему ложному "я" взять бразды правления. Оно не позволяет судящим мыслям поработить ваш ум. Вы всё время в поиске, вы всё время ищите, где оно? кто оно? оно ли это, или не оно?.. Единственная вещь, по поводу который мы НЕ сомневаемся в жизни, и сомневаемся в практике, это самосущность нашего "я". Именно это подразумевается под сомнением, а не какая либо неуверенность в Пути, или Плоде.
Зарегистрирован: 03.06.2005 Суждений: 375 Откуда: Томск
№13188Добавлено: Вс 12 Мар 06, 17:56 (19 лет тому назад)
Andrey пишет:
Но я так и не понял, например, нужно ли сомневаться в правильности выбора Дзэн-до, продолжая следовать Дзэн-до?
Если отбросить "правильность" и "не правильность" - это и будет великим сомнением. Нет сомнения в том, что небо голубое. Но что такое "голубое"? Когда ты находишь Истину, сразу подвергай ее сомнению, поскольку ничего нельзя найти и ничего потерять _________________ keumgang.ru
№13235Добавлено: Вс 12 Мар 06, 23:32 (19 лет тому назад)Re: Развитие сомнения как компонент в Дзэн-до
Andrey пишет:
Несколько раз я встречался, с фразой, что в буддийских практиках нужно развивать в себе сомнение (и сам Бокуин Дзенди говорил, что тот, кто не развивает - ленивый бездельник). Только так д конца и не понял я, что же это за сомнение такое?...
Сомнение, которое подразумевается в дзен, не логической природы и не из области суждений. Т.е. это не по типу "может 2х2 это вовсе и не четыре?".
Практикующий ничего не отрицает. Его сомнение касается лишь истинности самого себя и своего восприятия, поэтому оно не направленно на что либо конкретное.
Это сомнение мировозренческое. Всё под сомнением, нет опоры.
Пробудить в себе такого рода сомнение очень важно для понимания Пути дзен вообще.
№13304Добавлено: Пн 13 Мар 06, 12:36 (19 лет тому назад)
Мадхъямака-прасангика, это такая философиская система, в котором любой опыт, в т.ч. и переживание истинной природы, подвергается отрицанию и сомнению в истинности.
№13322Добавлено: Пн 13 Мар 06, 18:34 (19 лет тому назад)
Максим А пишет:
Мадхъямака-прасангика, это такая философиская система, в котором любой опыт, в т.ч. и переживание истинной природы, подвергается отрицанию и сомнению в истинности.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы