Toranim
Зарегистрирован: 27.07.2019 Суждений: 3
|
№495320 Добавлено: Сб 27 Июл 19, 13:09 (6 лет тому назад) Противоречия между стандартной джхановой формулой и СН 48.40 |
|
|
|
Сутта СН 48.40 (http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn48_40-uppatipatika-sutta-sv.htm) противоречит стандартным описаниям джхан, как, например, в МН 119.
1) В третьей джхане монах пребывает “всё ещё ощущая приятное телом”, и он “делает удовольствие … промачивающим, пропитывающим, заполняющим, распространяющимся по этому телу, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана удовольствием” (МН 119). С другой стороны, в СН 48.40 сказано: “И где возникшее качество удовольствия исчезает без остатка? Вот монах… входит и пребывает в третьей джхане… Именно здесь возникшее качество удовольствия исчезает без остатка.” Как можно ощущать сукху в третьей джхане, если она прекращается?
2) О четвертой джхане сказано: “Далее… с предыдущим угасанием радости и недовольства, монах входит и пребывает в четвёртой джхане” (МН 119). Тогда как СН 48.40 гласит: “И где возникшее качество радости исчезает без остатка? Вот монах… входит и пребывает в четвёртой джхане… Именно здесь возникшее качество радости исчезает без остатка.” Из стандартного описания видно, что радость угасает до четвертой джханы, тогда как, согласно СН 48.40, радость угасает в четвертой джхане.
3) О первой джхане сказано: “будучи… отстранённым от неблагих состояний [ума], монах входит и пребывает в первой джхане” (МН 119). СН 48.40 говорит, что недовольство, которое является неблагим состоянием ума, угасает только во второй джхане: “И где возникшее качество недовольства исчезает без остатка? Вот монах… входит и пребывает во второй джхане… Именно здесь возникшее качество недовольства исчезает без остатка.”
4) О четвертой джхане сказано: “Далее, с оставлением удовольствия и боли… монах входит и пребывает в четвёртой джхане” (МН 119). Очевидно, что и удовольствие, и боль прекращаются в четвертой джхане. В СН 48.40 сказано: “И где возникшее качество боли исчезает без остатка? Вот, монахи, монах… входит и пребывает в первой джхане… Именно здесь возникшее качество боли исчезает без остатка.”
Данные противоречия подробно разбираются в следующей статье: “Clarification on Feelings in Buddhist Dhyāna/Jhāna Meditation” (http://www.ahandfulofleaves.org/documents/Articles/Clairification%20on%20Feelings%20in%20Buddhist%20Dhyana_Jhana%20Meditation_Kuan_JIP_2005.pdf). В ней проведен анализ того, как эти вопросы разъяснялись в тхераваде и сарвастиваде. Не буду пересказывать статью, лишь отмечу, что объяснения представляются неудовлетворительными, и создающими только больше проблем.
С другой стороны, в аналоге СН 48.40 из китайского канона (Aviparataka Sutra) сказано, что сукха прекращается в четвертой джхане, радость - в третьей, недовольство - в первой. Это значительно лучше согласуется со стандартным описанием джхан.
Согласно Aviparataka Sutra, боль прекращается во второй джхане. В статье говорится, что Abhidharmavibhasa-sastra объясняет данное противоречие следующим образом:
“When secluded from the desire of the realm of sense-desire, the practitioner has already abandoned the duhkha faculty. Why does [the usual jhana formula] mention the abandoning of duhkha when one is secluded from the desire of the third Dhyana?
Because ‘the pair is abandoned absolutely’ is meant here. Duhkha and sukha are a pair. Although duhkha and sukha are abandoned when one is secluded from the desire [of the realm of] sense-desire, sukha is not absolutely abandoned. When one is secluded from the desire of the third dhyana, sukha is absolutely abandoned.”
Это объяснение кажется мне сомнительным по следующей причине: в самой СН 48.40 сказано, что качество боли “исчезает без остатка”, на английском: “the faculty of pain that’s arisen ceases without anything left over”. “Исчезает без остатка”, “ceases without anything left over” являются синонимами словосочетанию “abandoned absolutely”.
В статье также сообщается, что Abhidharmavibhasa-sastra дает еще четыре объяснения, но они, к сожалению, не приведены. |
|