Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10766 Откуда: Москва
№201970Добавлено: Ср 23 Апр 14, 21:59 (11 лет тому назад)
статья из энциклопедии буддизма:
Цитата:
Упекша (санскр. upeksä, пали upekkhä, «невозмутимость», «равное беспристрастное
отношение») — в буддизме одно из четырех совершенных состояний, или неизме-
римо совершенных качеств, наряду с любовью (майтри), состраданием (каруна),
радостью (мудита). Считается, что эти качества свойственны богу Брахме и богам
небес Брахмы, поэтому еще одно из назв. учения — «четыре совершенных пребы-
вания Брахмы». Буддисты должны вырабатывать их в себе, считая это важнейшей
духовной практикой для правильного социального поведения. При занятиях меди-
тацией на этих четырех состояниях У. достигается последней на четвертой ста-
дии — дхьяне, поскольку здесь беспристрастие нужно культивировать не только
к врагам, друзьям, но и к самому себе. Адепт медитации невозмутим и потому
в жизни стоически относится как к проискам недругов, так и к любым невзгодам.
В исследовательской лит-ре и переводах У. часто смешивают с безразличием, что
неприменимо к буд. духовной практике. Речь идет о совершенном равновесии ума,
о совершенной духовной ровности и гармонии, что проявляется в переживании
высочайших духовных состояний сознания, и это состояние «надо отличать от не-
гативного состояния чисто гедонич. индифферентности... Только человек, осво-
бодившийся от власти вещей, ставший безразличным к собственным радостям
и горестям, способен принять равное участие в жизни всех существ, не размышляя
о том, ответят ли ему другие взаимностью или враждой» (Лама Анагарика Говин-
да). У. также является последним из семи звеньев (анга) на пути к просветлению
(бодхи) в детальном учении о 37 навыках, способствующих его достижению.
Лит.: КонзеЭ. Буддийская медитация. М., 1993; Лама Анагарика
Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мисти-
цизма. СПб., 1993.
В.П. Андросов
_________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
№201981Добавлено: Ср 23 Апр 14, 23:10 (11 лет тому назад)
Кира
Значит это очень важное качество для буддиста... Упекша - беспристрастное (безразличное) отношение к радостям и к горестям, к врагам и недругам, к любым невзгодам...
№201989Добавлено: Ср 23 Апр 14, 23:29 (11 лет тому назад)
Беспристрастное не синоним безразличного. Прекращение страстей не значит прекращение различения. А причина безразличия - привязанности. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
На пали, языке буддийских писаний, эти четыре состояния известны под названием брахма-вихара. Этот термин можно передать словами "превосходные, высокие или возвышенные состояния ума", или иначе "брахмоподобные, богоподобные или божественные состояния, обители".
Говорят, что эти четыре установки "превосходны" или "возвышенны", потому что представляют собой правильный, идеальный образ поведения по отношению к живым существам (саттесу самма патипатти). Фактически они дают ответ на все ситуации, возникающие вследствие социального контакта. Это великие устранители напряжения, великие миротворцы в социальных конфликтах и великие целители ран, полученных в борьбе за существование. Они устраняют социальные преграды, стоят гармоничные сообщества, пробуждают дремлющее и давно забытое великодушие, оживляют давно оставленные радость и надежду, способствуют человеческому братству и противодействуют силам эгоизма.
Брахма-вихары несовместимы с ненавидящим состоянием ума, и в этом их родство с Брахмой, божественным, но преходящим правителем высоких небес в традиционной буддийской картине Вселенной. В противоположность многим другим представлениям о божествах на Востоке и на Западе, которые, по словам их собственных последователей, выказывают гнев, ярость, ревность и "справедливое негодование", Брахма свободен от ненависти; и утверждают, что тот, кто усердно развивает эти четыре возвышенных состояния при помощи поведения и медитации, становится брахма-само, т.е. равным Брахме. Если эти качества приобретут господствующее влияние внутри его ума, он будет повторно рожден в родственных мирах, в сфере Брахмы. Поэтому такие состояния называются "богоподобными", "брахмоподобными".
Они называются вихарами, т.е. "обителями", потому что должны стать местами постоянного пребывания, где мы чувствуем себя "дома"; они не должны оставаться всего лишь местами редких и кратких посещений, которые скоро забываются. Иными словами, наши умы должны стать полностью ими пропитанными. Надо, чтобы эти состояния стали нашими неотделимыми, неразрывными спутниками; и нам нужно проявлять к ним внимательность во всех своих общественных действиях. Как говорит Метта-сутта, или "Песнь Любящей доброты":
Стоя, шагая, сидя, лежа, Всякий раз, когда он чувствует себя свободным от усталости, Пусть он хорошо утвердится в этой внимательности; Здесь, как сказано, и находится Божественная обитель.
Эти четыре состояния – любовь, сострадание, сорадование и невозмутимость – также известны как аппаманьня, "безграничные состояния", потому что в своем совершенстве и в своей истинной природе они не должны быть сужены до какого-либо ограничения вроде сферы существ, на которых они распространяются. Они не должны быть исключающими; им надо быть беспристрастными, не связанными мнениями. Ум, который дошел до этой безграничности брахма-вихар, не будет питать какую-либо национальную, расовую, религиозную или классовую ненависть.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы