№25567Добавлено: Чт 30 Ноя 06, 19:24 (18 лет тому назад)Философия буддизма и постмодерн
Здравствуйте, уважаемые участники.
Позвольте, может быть, немного наивный вопрос о постмодернизме и буддийской философии, вернее, правильно ли то, что я предполагаю.
Вначале попытаюсь объяснить, что я вкладываю в понятие философии постмодерна, т.к. это понятие растворилось в толкованиях и наполнено предубеждениями.
Несмотря на то, что постмодерн последнее время ассоциируется с упадничеством, временным этапом, "философией трусости" и.т.п., на мой взгляд, философия постмодерна имеет ряд довольно-таки сходных черт с буддийской философией. И в первую очередь это использование похожих методов разрушения метафизики и всяческих идеологий. Философия постмодерна стартовала с того момента, когда было осознано, что вера в прогресс человечества, некую духовную и общественную эволюцию, завершающуюся даже самой благой надеждой (например, идеал коммунизма), завела новоевропейского человека в тупик. Когда в самом центре европейской цивилизации - гегемоне прогресса - происходит формирование тоталитарных режимов, чудовищная жестокость, Холокост, Освенцим, Хиросима, ГУЛАГ и тому подобные разрядки, всякая вера в то, что какая-либо социально-экономическая, религиозная, политическая или иная претендующая на общезначимость идеология приводит к желанной цели - прогрессу и совершенству человечества - была утрачена. Осознание этого в европейской философии XX века наступает в 60-е годы и ряд философов, прежде всего, французских, разрабатывают программу, которая была названа "постмодернизмом". Позднее к ней присоединилось искусство, литература, массовая культура - но это вторично и не так интересно. В основе этической мотивации философии постмодерна лежит убеждение, что любая социально значимая теория чревата насилием, кровью, войнами и.т.п., они превращают человека в элемент толпы, к духовному развитию не ведут, более того, препятствуют обнаружению того, что истинно внутри самого человека. Вместо того, чтобы находить то, что подлинно, человек занят идеей идентичности - национальной, религиозной, политической и.т.п., перманентно возникают теории о том, как спасти мир, как построить светлое будущее и.т.п. Противодействуя вечной тяге к растворению в идеологии, философы постмодерна разработали метод, который позволяет разрушить любое глобальное построение, обезвредив его в зародыше. Этот метод- деконструкция. Желание идентичности с идеологией или метафизической/религиозной идеей, скорее, бессознательный и ментальный процесс, но выражается это все на естественном человеческом языке, словами. Именно с деконструкцией языковых построений имеет дело постмодерн, и делает это очень успешно. Не буду описывать теорию Дерриды, ее все знают. Разрушив идеологию, открывается путь во все миры,- религиозные, политические, национальные и.т.п, поскольку метод деконструкции универсален - все, что человек выражает, он выражает на языке, и эти конструкции из песка оказывается очень легко разрушить. Человек становится свободным от проповедников, агитаторов, текстов, которые они используют, от метафизики, от всего, что превышает эмпирический уровень существования. Далее два пути. Первый - быть вечным туристом, безопасно путешествовать в разные культуры, мифы, религии и.т.п. никуда не приходя в итоге,- это путь, который ассоциируется с постмодерном в литературе. И второй путь- осознавать, что постмодерн стартовал с этики, с осознания глубочайшей трагедии человека как существа, способного на невиданные зверства, с нежелания отождествляться с любым его проявлением, следовательно, развитием осознанности. Такой постмодернист начинает осознавать, в какой момент метафизика или идеология начинает "застилать глаза" и попросту уничтожает ее.
Все это приводит к размышлению- не есть ли это тот самый метод, который использовал Будда? Он не отвечал на вопросы, ответы на которые способны привести человека в тупик, к потере самого себя и отождествлению с какой-то моделью мира, будь то идея Бога-творца, души и.т.п. Далее это развито у Нагарджуны, в мадхьямаке, и насколько я понимаю, стало базой для буддийской философии вообще.
Если эти наблюдения верны, то постмодерн- это философия, которая идет по дороге Будды.
№25573Добавлено: Пт 01 Дек 06, 01:10 (18 лет тому назад)
А по-моему очень емкое и методологически полезное определение постмодерна как философии посттоталитаризма. Если Будда и выступал против насилия в обществе, то это только в плане чрезмерности тапаса - но, тем не менее, он испытал его на себе, прошел через все жестокости самоконтроля.
А разве постмодерн не умер в прошлом году? _________________ सत्यमेव जयते ||
№25577Добавлено: Пт 01 Дек 06, 04:06 (18 лет тому назад)
Буддизм использует анализ как один из множества методов, которым можно что-то делать с сознанием. Другое дело что именно и как делается. Одной лопатой можно и убить или закопать себя.
Privy сouncillor пишет:
Все это приводит к размышлению- не есть ли это тот самый метод, который использовал Будда? Он не отвечал на вопросы, ответы на которые способны привести человека в тупик, к потере самого себя и отождествлению с какой-то моделью мира, будь то идея Бога-творца, души и.т.п.
Будда отвечал на такие вопросы объясняя, что они приводят в тупик и излагая как альтернативу своё учение.
Privy сouncillor пишет:
Далее это развито у Нагарджуны, в мадхьямаке, и насколько я понимаю, стало базой для буддийской философии вообще.
Нет кончено, база буддийской философии, это абхидхарма, а не прасангика.
№25603Добавлено: Пт 01 Дек 06, 15:49 (18 лет тому назад)
Пламен пишет:
А разве постмодерн не умер в прошлом году?
Эта гидра не умирает. Постмодернисты понятие "смерти" всячески используют (смерть субъекта, автора, "я", Бога и.т.д), в отличии от модернистов, которые хотят "жить" и там образ смерти табуируется. Когда говорится о смерти некоего культурного или философского феномена, и даже самого постмодерна - это все равно дискурс и язык постмодерна. Всякого рода умирания и возникновение пост-постмодерна, пост-пост-пост- и.т.д.- это свидетельство жизни и процветания исходного постмодерна. Для реальной смерти должен возникнуть другой язык и другая элита. Тогда о постмодерне просто забудут.
А что за смерть была в прошлом году?
№25604Добавлено: Пт 01 Дек 06, 15:51 (18 лет тому назад)
test пишет:
Буддизм использует анализ как один из множества методов, которым можно что-то делать с сознанием. Другое дело что именно и как делается. Одной лопатой можно и убить или закопать себя.
А работает ли не аналитический метод для подавляющего большинства европейцев?
test пишет:
Будда отвечал на такие вопросы объясняя, что они приводят в тупик и излагая как альтернативу своё учение.
Да, в отличие от постмодернистов, которые только разрушают.
test пишет:
Нет кончено, база буддийской философии, это абхидхарма, а не прасангика.
Но перед перестройкой мышления, которая делается с помощью абхидхармы, нужно разрушить существующие мировоззренческие модели, метафизические представления, оставив только сознание. Кстати, а когда абхидхарма становится способом мышления, не формирует ли она метафизические модели подобные тем, которые перед этим были устранены?
№25606Добавлено: Пт 01 Дек 06, 17:08 (18 лет тому назад)
1. В аналитическом методе нет ничего европейского, потому что по сути анализ, это не интеллектуальное рассуждение, а вид познания и непосредственного видения. В результате анализа нужно непосредственно увидеть. Вот в таком качестве он и используется. В сознании и работе тоже нет никаких особых европейских признаков, есть омрачения, заблуждения. От первых так или иначе нужно отказаться, а благие качества так или иначе взрастить. Поэтому почему бы им и не работать. Кроме анализа к заблуждениям можно применять редукцию, эпохе, праджняпарамиту, осознавание, удаление причин, логику, тренировку и т.д.
2. А почему разрушают постмодернисты? От страха и бессилия? У буддизма опять иная мотивация. Метод буддизма тотален и последователен - не просто давайте попробуем поломать вот это и то, а всё направленно и подчинено единой цели. Постмодерн, кстати, может быть уничтожен без всякой деконструкции если осознать его вред.
3. А вот тут пример Будды показателен, он не спорил с существующими моделями, а просто давал своё учение. Существующие представления он если и затрагивал, то не по мелочам, а принципиально показывал их ущербность (например демонстрацией в них домыслов), или переинтерпретировал их на свой лад (например кто такой настоящий брахман, или что такое настоящее жертвоприношение, как правильно почитать, кто такие мужчина и женщина, т.д.)
№25635Добавлено: Сб 02 Дек 06, 04:30 (18 лет тому назад)
Цитата:
Кстати, а когда абхидхарма становится способом мышления, не формирует ли она метафизические модели подобные тем, которые перед этим были устранены?
Вот с этим как раз и боролся Нагарджуна. Но после появилась еще виджняптиматра, где это уже просто неактуально из-за тотальной редукции. _________________ Буддизм чистой воды
№25640Добавлено: Сб 02 Дек 06, 11:33 (18 лет тому назад)
Предмет возможной деконструкции в буддизме очень глубок и тонок - это ведь сам конституированный мир, включая и субъекта в любом его виде. Мир сознанием конституируется (а фактически - генерируется) по тем же принципам, что и лингвистические конструкты. Но джнея-аварана не дает это увидеть. _________________ Буддизм чистой воды
№25645Добавлено: Сб 02 Дек 06, 13:44 (18 лет тому назад)
Угу, деконституция самое то.
Ха, гугл на кириллице находит только две ссылки на слово "деконституция", причем на один и тот же текст на болгарском языке (про что там не читал). _________________ Буддизм чистой воды
№25669Добавлено: Вс 03 Дек 06, 01:15 (18 лет тому назад)
Деконструкция, потому что нет никакаих определённых методов, а деконституция подразумевает уже какое-то эпистемологическое изящество.
КИ пишет:
Предмет возможной деконструкции в буддизме очень глубок и тонок - это ведь сам конституированный мир, включая и субъекта в любом его виде. Мир сознанием конституируется (а фактически - генерируется) по тем же принципам, что и лингвистические конструкты. Но джнея-аварана не дает это увидеть.
Я думаю предмет даже тоньше так как в итоге (у Будды) получаем недуализм ни истинно, ни ложно.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы