№96382Добавлено: Вт 19 Июл 11, 01:55 (13 лет тому назад)Краткое руководство для "домашнего" курса медитаци
На этом форуме нет специального раздела, посвящённого практике, а так как эти вопросы периодически затрагиваются, предлагаю вашему вниманию краткое руководство для самостоятельного курса медитации (випассана). Автор - Шэрон Солзберг (Sharon Salzberg), признанный в США наставник медитации. Работала вместе с Джеком Корнфилдом (автор "Путь с сердцем") и Джозефом Голдстейном над созданием Insight Meditation Society в 1974. В настоящее время работает в ретрит-центре Forest Refuge (Massachusetts).
Автор предупреждает, что это экспериментальная работа, цель которой - дать возможность интересующимся медитацией почувствовать "вкус" программы углублённой медитации, принятой в ретрит-центрах. Этот текст показался мне интересным тем, что даже простое прочтение этого небольшого текста может оказать пользу тем, кто интересуется практическими вопросами медитации, но не имеет возможности получить "живое" прикосновение.
Перевод и редактура мои. Исходный текст находится в свободном доступе на сайте журнала Tricycle - http://www.tricycle.com/meditate. Мнения, замечания, конструктивная критика приветствуются.
Пусть это принесёт пользу.
№96384Добавлено: Вт 19 Июл 11, 03:41 (13 лет тому назад)
Жесть... Учиться варить борщ лучше у того, кто умеет его готовить. Человек, который видел, как варят борщ, но ни разу его не приготовивший - чрезвычайно большой учитель. Довольно глупая рекомендация резать свеклу 7 минут покачивая нож из стороны в сторону. Цель нарезания свеклы не в том, чтобы под определенным углом отражалось солнце на лезвии ножа.
Смешно читать. Ну, общие рекомендации в целом верны. Но бред про 28 дней, понедельные упражнения - для кого это?
Экспресс изучение английского. Неделю учимся произносить "зе тейбл", потом еще неделю правильно указывать пальцем на стол, произнося "зе тейбл"
Из всего руководства нужно оставить только "сядь и сиди". Не нужно усложнять простые вещи только для того, чтобы люди сели из любопытства.
"А вдруг" - не работает. Можно по сантиметрам отсчитывать положение левой стопы относительно правой, никакая поза не повлияет на устойчивость ума.
Когда учитель говорит, что поза важна - он знает, что имеет в виду. Когда об этом говорит нерадивый ученик, чтобы показать другим учителям, сколь он крут - это рюшечки и бантики вокруг невзрачного платья, путь которому - на помойку. Никакая золотая нить и серебрянные пайетки не спасут плохой крой и отвратительную ткань. Грязь нужно отстирывать, а не маскировать аппликацией.
Вот что грустно. В деталях, все рекомендации неплохи. А вот по сути... "Признанный наставник медитации". Мы медитируем не для признания. А для результата. Если человек не понимает, зачем медитирует - в этом нет смысла.
Дикари на острове сделали из листьев флажки и вырубили посадочную полосу. Но сколько они не махали листьями, никто не привез им кока-колу, сыр и тушенку.
Ритуалы бесполезны. Значение имеет внутренняя работа ума. Тот, кто ее не совершил, не может научить медитации. Никогда. Даже если он признан как медитатор номер один в Америке.
Пафос, пыль в глаза и бесполезное занятие свободного времени псевдодуховными ритуалами.
Нужно просто сидеть. До тошноты. До отвращения. До рвоты. Только тогда есть шанс увидеть всю эту груду "не хочу", "скучно", "зачем мне это надо", как каждая мелочь возникает, а потом, невостребованная, исчезает.
А чтение подобных текстов - пыхтение, вместо движения.
Сядьте уже, и сидите! Что бы ни приходило в голову. Сидите десять часов подряд. Чем бы это ни мотивировалось! Нет никаких тайн в сидении. Никаких особых заданий. Никаких разных недель. Никаких 28 дней. Каждую секунду по десять раз одно и тоже. Сидеть. Сидеть. Сидеть. Сидеть. Сидеть.
И ничего не нужно переводить. Давайте еще задумаемся, не какают ли монахи как-то по особенному. Может нужно делать так же? _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№96391Добавлено: Вт 19 Июл 11, 08:25 (13 лет тому назад)
БТР
Благодарю. В вашем комментарии слышится "жёсткий" подход приверженца строгих мастеров дзен. Но мне кажется, вы уж слишком строги. Данный текст - это всё таки именно экспериментальное руководство, т.е. оно предлагает заинтересованным людям самим провести вот такой эксперимент. А данная программа основывается на практике тайской традиции, установленной в ретрит-центре Insight Meditation Center, в частности - учителем Ven. Mahasi Sayadaw. Он, а также Ven. Sayadaw U Pandita, Pa Auk Sayadaw (Burma), Ven. Ajahn Chah (Thailand), Dipa Ma and Anagarika Munindra b His Holiness the Dalai Lama поещали этот центр и вели там лекции и ретриты. Безусловно, это не значит, что посидев/походив 28 дней, кто-то вдруг прорвётся в Беспредельное. А заявка 28 дней - это просто очень типичная современная западная черта, пришедшая и в Россию тоже: похудеть за 3 месяца, 12 шагов к трезвости, йога для "чайников" и т.п. Но что в этом такого уж плохого? _________________ Всё сложное разложится. Будь усерден.
№96394Добавлено: Вт 19 Июл 11, 10:36 (13 лет тому назад)
Плохое в этом подходе то, что эта игра в медитацию. Способ не получить никакого результата и разочароваться, а потом на всех форумах с видом знатока говорить: фигня, я пробовал, ничего не вышло.
Когда подобная практика проходит на интенсивном ретрите под руководством опытного аджана, хотя бы есть образ того человека, прямо перед глазами, у которого "получилось". Хотя и в этом случае у некоторых участников вполне может сложиться мнение, что все это "развод лохов на бабки".
Не думать о последствиях - это имеет свое название. Безответственность.
Не реализовав Дхарму, передавать ее "своими словами" - способ ее не передать. Поэтому во всех традициях ученикам рекомендуется декламировать сутры и шастры, написанные реализованными учителями, буквально, дословно, ничего не изменяя, не исключая, не заменяя, не сокращая и не дополняя.
Конечно же, все равно ученики говорят о своем. Поэтому, как бы, многие наслышаны о буддизме. И даже испытывают некоторый интерес. Который нередко гаснет при встрече с традиционным буддизмом. Поскольку он не настолько эзотеричен, как хотелось бы некоторым заинтересовавшимся.
Дело в том, что "околобуддийский" интерес в целом развивает и Кураев. И не слишком-то это отличается сильно от разных доморощенных "экспресс-практик".
А жесткий стиль моего сообщения - несколько напускной. Подкинул драматизма. Не переживайте, слишком сильно, все равно подобные курсы и руководства будут появляться и плодиться, и лучше, когда авторы и переводчики все же практикуют, чем когда подобные тексты готовятся вовсе на пустом месте, высасываются из пальца, чтобы на витрине в магазине появилась очередная желтая книжица "Нирвана для чайников", чтобы магазину, издательству, автору и переводчику капнула легкая денюшка в карман. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№96423Добавлено: Ср 20 Июл 11, 01:22 (13 лет тому назад)
Если хотите пить - подставьте чашку. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№96436Добавлено: Ср 20 Июл 11, 12:30 (13 лет тому назад)
Привязанность еще и к вкусу - не освобождает от привязанности к чаю или к чань. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№96453Добавлено: Ср 20 Июл 11, 22:56 (13 лет тому назад)
samsoboy пишет:
БТР
Благодарю. В вашем комментарии слышится "жёсткий" подход приверженца строгих мастеров дзен. Но мне кажется, вы уж слишком строги. Данный текст - это всё таки именно экспериментальное руководство, т.е. оно предлагает заинтересованным людям самим провести вот такой эксперимент. А данная программа основывается на практике тайской традиции, установленной в ретрит-центре Insight Meditation Center, в частности - учителем Ven. Mahasi Sayadaw. Он, а также Ven. Sayadaw U Pandita, Pa Auk Sayadaw (Burma), Ven. Ajahn Chah (Thailand), Dipa Ma and Anagarika Munindra b His Holiness the Dalai Lama поещали этот центр и вели там лекции и ретриты. Безусловно, это не значит, что посидев/походив 28 дней, кто-то вдруг прорвётся в Беспредельное. А заявка 28 дней - это просто очень типичная современная западная черта, пришедшая и в Россию тоже: похудеть за 3 месяца, 12 шагов к трезвости, йога для "чайников" и т.п. Но что в этом такого уж плохого?
Вы называете это жестким--- БТР сама доброта, строгий мастер дзен был бы намного строже.
№96463Добавлено: Чт 21 Июл 11, 04:35 (13 лет тому назад)
Непривязанность - это не есть непривязанность, поэтому и называется непривязанностью.
См. Алмазную сутру.
Этому учителя и учат, оставить все привязанности, кроме истинного учения Будды и медитации. Сконцентрировать все свои усилия на практике, привязаться к ней намертво, только тогда будет результат.
Что посеешь, то и пожнёшь.
№96474Добавлено: Чт 21 Июл 11, 18:03 (13 лет тому назад)
Еше Нинбо пишет:
Привязанность к Чань - это прекрасно!
До тех пор, пока Вами владеет привязанность к прекрасному - так и есть. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы