№105168Добавлено: Сб 31 Дек 11, 20:15 (13 лет тому назад)Учитель - ориентир
Недавно познакомился с книгой бывшего дзенского монаха Кларка Стрэнда "Медитация без гуру". Текст показался заслуживающим интереса, так как написано легко, просто, в хорошем стиле. Но текст первой же главы вызвал одно размышление, которым и хочу поделиться. Но сначала привожу сам текст (он небольшой):
Clark Strand
Научить невозможно
"Медитации нельзя научить". Так говорил мой первый учитель Де Чан, старый китаец-отшельник, свои последние годы проживший в городе Монтигл, штат Теннесси. "Можно только научиться, - говорил он. - Иногда".
Он имел ввиду, что медитация можно только практиковать. Если ей обучать, то по определению это будет уже не медитация, а нечто другое. Некий метод или философия, но не собственно медитация.
Когда я вспоминаю годы нашего общения, то я не могу припомнить никакого конкретного поучения, полученного от него. Я не могу привести никакого конкретного разговора, про который я мог сказать, что Де Чан сказал то-то и то-то, и всё стало ясным. В то время ничего не было ясным. Когда я припоминаю то время, то понимаю, что всё его учение состояло в том, чтобы находиться в настоящем, и более ничего не требуется.
Пребывание с Де Чаном походило на падение в дыру сквозь всё, что этот мир считает важным - образование, прогресс, деньги, секс, престиж. Словно открывалось, что всё остальное неважно, а всё что мне было нужно, чтобы выживать - это "сейчас". Сидя там, в маленьком домике, слушая, как закипает вода и потрескивают ветки в печке, я на время выходил из игры. И это было самой сутью его учения, его умения произвести эту трансформацию, не произнося ни единого слова.
Он жил очень просто. Как вода, в своей жизни он стремился вниз, находя наиболее низкий уровень. Когда я его встретил, он жил в ветхом домишке на две комнаты, отапливаемом печуркой размером с пишущую машинку. Там не было мебели, только несколько перевёрнутых ящиков и картонных коробок, в которых он хранил свою одежду. Его кровать была сделана из столярных козел, на которых лежала столешница три на пять футов и кусок упаковочной пены. Я помню, что подумал однажды, что такая постель ему очень даже подходит, настолько его тело было маленьким и лёгким.
Подобная конструкция в соседней комнате служила ему столом для написания писем и рисования чернилами китайских пейзажей. У стены напротив стояли вилы, лопата,грабли и другие инструменты, которыми он возделывал маленький кусочек земли размером с две двуспальные кровати одна за другой. За исключением чая, соевых бобов, арахисового масла, чёрной патоки и, изредка, пшеничной муки, вся его пища поступала оттуда.
Мы просиживали в его домишке часто ни о чём вообще не говоря. Немного ранее я узнал, что он не был склонен давать какие-либо формальные инструкции. Он подавал мне ланч, или завтрак, если я сподабливался приходить пораньше, а затем я мыл посуду. Затем мы могли говорить о его огородике, а чаще просо подолгу молчали, потом пора было уходить.
В наши дни в книгах по медитации стало обычным писать, что ваш учитель - это зеркало, которое помогает вам увидеть свою истинную сущность. Но мой опыт с Де Чаном был не таков. Это было более подобно плаванию в невесомости Мёртвого моря, уставившись в пустое небо. Было ощущение поразительного умиротворения и свободы, вот и всё. Я ничего так и не "узнал". Каких либо наставлений по медитации от него можно было получить не более, чем от козла молока. Он учил одному и только одному, и в этом он был совершенен: медитация происходит сейчас.
После нескольких первых визитов к нему я понял, что ничего значительного не происходило, но я продолжал приходить к нему, не понимая, что же такое в нём привлекало меня. Я был обычным студентом колледжа, и так же, как другие девятнадцатилетние, не был особенно заинтересован проводить время с тем, кто вчетверо старше меня. Особенно если он похож на какого-то бомжа.
Де Чан был очень прост. Он жил на пятьдесят долларов в месяц. Он был буддийским монахом, который никогда не говорил о буддизме, замечательным рисовальщиком пейзажа, который не продал ни одной своей работы. Он одевался только в секонд-хэнде и никогда не выказывал никаких претензий.
Спустя много времени после его смерти я понял, что он учил только своим примером. Недавно один мой приятель рассказал мне об одном католическом священнике: "Он живёт согласно тому, что проповедует, так что ему не так уж часто нужно проповедовать". Де Чан жил так, что ему вовсе не нужно проповедовать.
Переведя это, я подумал, что учитель - не только "зеркало сущности ученика", но и в некотором смысле ориентир, образец того, к чему следует стремиться в своей практике. И вот я спрашиваю себя, хочу ли я походить на тот образец, что описан здесь? Хочу ли жить так же? И что-то во мне довольно отчётливо говорит: "нет". А что вы скажете?
_/|\_ _________________ Всё сложное разложится. Будь усерден.
№105177Добавлено: Вс 01 Янв 12, 09:38 (13 лет тому назад)
"Де Чан был очень прост. Он жил на пятьдесят долларов в месяц. Он был буддийским монахом, который никогда не говорил о буддизме, замечательным рисовальщиком пейзажа, который не продал ни одной своей работы. Он одевался только в секонд-хэнде и никогда не выказывал никаких претензий. "
У этого монаха с отречением было все в порядке, в отличие от многих буддистов в нашей стране, которые по воззрениям остабются материалистами.. _________________ ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны
ой, а расскажите, а у вас насколько плохо с отречением?
Я праздный бездельник про себя рассказывать смыла нет. _________________ ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны
№109287Добавлено: Вс 05 Фев 12, 12:21 (13 лет тому назад)
По-настоящему рассказать можно только про себя. Всё остальное не имеет такого уж большого смысла. _________________ Всё сложное разложится. Будь усерден.
№109294Добавлено: Вс 05 Фев 12, 14:38 (13 лет тому назад)
Рассказ о Будде, Дхарме и Сангхе имеет несравнимо большой смысл чем рассказ о себе.
В контексте темы - перечисление качеств Учителя Махаяны. _________________ ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны
№109326Добавлено: Пн 06 Фев 12, 00:51 (13 лет тому назад)
Как бы красиво вы не пересказывали прочтённое или услышанное предание об Ушедшем, его Учении и Общине, если в этом не будет вас, вашего переживания, вашего понимания/осознания - всё это будет не более ценно, чем скрип половиц в той комнате, где вы садитесь в позу медитации. _________________ Всё сложное разложится. Будь усерден.
№109360Добавлено: Пн 06 Фев 12, 16:04 (13 лет тому назад)
Делиться своими переживаниями с первым встречным смысла нет никакого. Для этого есть брать и сестры в общине и близкие люди..
Те же кто слушает Учение , могу увидеть реализацию человека если обладают соответствующими качествами, а рассуждения о себе только растят гордыню.
Лучше рассказывать о своем Учителем, о его качествах, восхвалять их. _________________ ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны
№109364Добавлено: Пн 06 Фев 12, 17:11 (13 лет тому назад)
Согласен. Но я говорил не об этом. Делиться своими переживаниями с первым встречным - на это способны немногие, и ещё меньшему количеству людей это нужно. Однако здесь, в общении людей с общими интересами, гораздо важнее раскрытие нашего собственного понимания, нашего собственного опыта. Здесь не практика уединения, где подобное не совсем уместно - как раз совсем наоборот, и тут ценнее ответы, не заученные заранее наизусть. Если у меня есть учитель, которого я хотел бы воспевать, это хорошо, но гораздо полезнее славословия будет, если я просто поделюсь здесь тем, что постиг благодаря ему. _________________ Всё сложное разложится. Будь усерден.
№109380Добавлено: Пн 06 Фев 12, 18:58 (13 лет тому назад)
На буддийских форумах кого только не встретишь, например сектантов или последователей Шугтена, поэтому пока с человеком ближе не познакомишься вряд ли будешь раскрываться. _________________ ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы