Nick
Зарегистрирован: 28.05.2005 Суждений: 684
|
№3657Добавлено: Чт 04 Авг 05, 23:21 (19 лет тому назад) Аспект времени Четырёх Благородных Истин |
|
|
|
Есть страдания (1), есть причины страданий (2).
Причина имеет абсолютное отношение к следствию во времени: причина всегда будущее, а следствие всегда прошлое, между ними настоящее, т.е. действие. Таким образом страдания это прошлое, "мысль высказанная", форма по отношению к содержанию. Следует понимать, что наблюдаемый нами мир это не мир причн и следствий, а взаимообусловленных между собой следствий. Для такого положения дел БЛ ввели понятие неразрывной связи, а не причинных отношений. Неведенье (авидья) "реальных" причин и принятие круговорота следствий за причинность - причина страдания. Другими словами, человек который живёт прошлым, и принимает следствие за причину всегда будет страдать.
Далее в действии (действительности) нет ничего, кроме причины, следовательно здесь следует обратить внимание на пресловутый "холодильник ЗиС". Можно вспомнить, что свалакшана БЛ трактуется (Дхармоттара) как чистая эффективность (действие, действительность).
Здесь мы наблюдаем очень интересную "петлю времени" в причинности страданий и причинности сознания как производителя "знаний".
Прекращение страданий (3), путь прекращения (4)
Следует отметить, что страдание не просто следствие (прошлое), а априорное свойство сознание основанное на интенциональности. Именно оно производит прошлое ввергая субъекта в страдание.
В каждом субъекте посредством "знания" (рефлексии) сознание производит прошлое, таким образом прекращение причин есть подавление естественной функции сознания "производить прошлое".
В практическом аспекте можно вспомнить одну из медитаций Маха-мудры, которая начинается так "Прошлого уже нет, будущего ещё..." с последующей аналитической медитации. Однако, аналитическую медитацию можно превратить в "тантрическую" (медитацию переживаний), пытаясь уловить промежуток между мыслью прошедшей и ещё не-рождённой, т.е. "пережить настоящее" фактически. Здесь может быть интересным аспект субъектности по отношению к сознанию. |
|