№26255Добавлено: Пт 15 Дек 06, 15:46 (18 лет тому назад)Полезность и практичность техники внимательности
Года полтора назад на MLRN (форум при институте ЕСДЛ, mindandlife.org) я наблюдал забавную и в то же время показательную сценку. Докторант из Канады сообщил о публикации мета-анализа научных исследований техники внимательности за последние 20 лет. Студентка из США посетовала, что у нее нет прямого доступа к материалу, а покупать статью дороговато. Докторант ответил, что из этических соображений он не может дать прямой доступ. Через некоторое время на форуме появился первый автор мета-анализа (Германия, Швейцария) и дал ссылку. Привожу ее здесь, т.к. знакомство с этим мета-анализом, в котором показано, что примерно в половине случаев техника внимательности улучшает состояние при хронических болях и других недомоганиях и болезнях, включая рак, мне было исключительно полезно
Grossman P, Niemann L, Schmidt S, Walach H: Mindfulness-based stress reduction and health benefits. A meta-analysis. J Psychosom Res 2004; 57: 35-43.
Хочу сопроводить эту ссылку таким общим комментарием. За время общения на буддийских форумах я еще раз убедился в существовании двух различных способов прихода к регулярным религиозным практикам: один назовем самородками, он укладывается в парадигму успешности (это когда получается все или почти все, за что ни возьмешься), а другой связан с психофизиологическими кризисами. Первый, конечно, не исключает второй, т.к. и в основном успешный путь может сопровождаться кризисами. Эти способы, на мой взгляд, различаются по доминантным мотивациям. В первом случае (пусть даже и с достаточной долей условности) основную мотивацию можно описать как стремление к просветлению, к высшим религиозным ценностям. Во втором – это практичность, полезность практик.
Я это к тому, что приведенная выше ссылка не будет интересна зубро-ассам, но она полезна, т.к. практика, о которой в ней идет речь, может (пусть и временно) облегчить страдания примерно половине возпользовавшихся ею, причем без каких бы то ни было предварительных условий: без специальных посвящений, учителей и т.д. и т.п.
P.S. Я уже давал эту ссылку на БФ и здесь в теме "Вокруг встреч ЕСДЛ с учеными", но, на мой взгляд, она достойна отдельной темы и дополнительного внимания. Поелику техника полезна и практична.
P.P.S. Да, одна существенная особенность исследований, результаты которых обобщены в этом мета-анализе: речь идет о практике, длительность которой исчисляется месяцами. О так называемых лонгитюдных исследованиях речь не идет.
№26699Добавлено: Ср 27 Дек 06, 19:53 (18 лет тому назад)
Это немного разные вещи, Еремей: комментарии к Анапана-сутре известного буддийского учителя и результаты научных исследований по практике внимательности.
Зарегистрирован: 18.09.2005 Суждений: 190 Откуда: Москва
№26752Добавлено: Пт 29 Дек 06, 17:05 (18 лет тому назад)
В этой сутре важное место отводится Семи факторам Просветления. Первый из них - фактор Внимательности. _________________ Спешите восхищаться человеком, иначе упустите радость.
№26753Добавлено: Пт 29 Дек 06, 17:26 (18 лет тому назад)
Я отдаю предпочтение той информации, которая подтверждается независимыми источниками (одно из условий ее достоверности). В данном случае речь идет о полезности техники внимательности для здоровья. Здоровье - это ценность, которая в буддийском менталитете (как, по-видимому, и в любом другом религиозном) понимается очень специфически (см. по этому поводу тему "Медицина и идеал бодхисаттвы").
Как показал предварительный анализ, проведенный в той теме, основная специфика традиционного понимания ценности здоровья и цели конкретно медицинского облегчения конкретных физических страданий людей (в форме болезней) не входит в идеал бодхисаттвы.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы