№631753Добавлено: Вт 18 Июл 23, 18:27 (1 год тому назад)
Трудно обрести ржодение человеком (т.е. шансы родиться человеком не велики)
Трудно жить смертным (т.е. обреченным на смерть, то есть шансы прожить долго не велики)
Трудно обрести возможность услышать благую дхарму (то есть именно шансы не велики)
Трудно прийти в мир вместе с Буддой (то есть шансы родиться во времена, когда учит Будда - не велики)
Поэтому лучше сразу формулировать в этом контексте.
Вряд ли родишься человеком
Вряд ли долго проживешь
Вряд ли услышишь Дхарму
Вряд ли встритишь Будду _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вряд ли родишься человеком
Вряд ли долго проживешь
Вряд ли услышишь Дхарму
Вряд ли встретишь Будду
Спасибо. Получается, что этот стих у вас про то, что... эмм... хм.... что, тебе повезло, чувак, что ты узнал о нашей церкви, потому что только у нас есть верный способ спасения души... учти, что тебе крупно повезло, так как вряд ли ты снова родишься человеком!
Хм... как-то не очень понятна интенция. Вы считаете, что этот стих Сам Будда сочинил и произнёс, чтобы провести рекламную акцию своих курсов медитации?
Или вы считаете, что это стихи каких-то буддийских священников, которые они сочинили про Самого Будду и выдали за его стихи? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№631866Добавлено: Ср 19 Июл 23, 14:20 (1 год тому назад)
Тем не менее это так. Будда увидел, насколько беспросветны скитания в сансаре, как редко рождение человеком, как редко человек может прожить долгую жизнь, как редко человек может услышать дхарму и как редко человек может встретить Будду.
И поэтому он говорит, что стоит очень ценить это рождение, относиться к нему с величайшей заботой и использовать это рождение для достижения благой цели, так как другого такого случая не представится больше никогда. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Тем не менее это так. Будда увидел, насколько беспросветны скитания в сансаре, как редко рождение человеком, как редко человек может прожить долгую жизнь, как редко человек может услышать дхарму и как редко человек может встретить Будду.
И поэтому он говорит, что стоит очень ценить это рождение, относиться к нему с величайшей заботой и использовать это рождение для достижения благой цели, так как другого такого случая не представится больше никогда.
Что ж я не буду с этим спорить, так как это традиционная школьная трактовка.
Я лишь предположу, что вы, не смотря на все рассуждения о запредельном, не можете выйти за пределы школьной программы. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Тем не менее это так. Будда увидел, насколько беспросветны скитания в сансаре, как редко рождение человеком, как редко человек может прожить долгую жизнь, как редко человек может услышать дхарму и как редко человек может встретить Будду.
И поэтому он говорит, что стоит очень ценить это рождение, относиться к нему с величайшей заботой и использовать это рождение для достижения благой цели, так как другого такого случая не представится больше никогда.
Что ж я не буду с этим спорить, так как это традиционная школьная трактовка.
Я лишь предположу, что вы, не смотря на все рассуждения о запредельном, не можете выйти за пределы школьной программы.
Я не вижу божественным глазом тысячи миров и не вижу рождений в тысячах мирах. Всех моих воспоминаний других жизней совсем чуть-чуть и я не тренируюсь их исследовать.
Поэтому вполне доверяю Будде, в отношении редкости человеческого рождения. Что касается редкости возможности услышать Благую Дхарму - это довольно очевидно. Как и трудность жить смертным, как и редкость встречи с Буддой.
Для меня загадка, почему Вам захотелось перевести как-то иначе эти строфы Дхаммапады. Я не вижу в них чего-то неясного, неточного или требующего какого-то особенного переосмысления, каких-то дополнительных смыслов, второго слоя и т.п.
Если у Вас есть какое-то прозрение, то хорошо. Но Шарипутра учил не цепляться за прозрения, а сосредоточиться на уединении, на нерожденном. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Для меня загадка, почему Вам захотелось перевести как-то иначе эти строфы Дхаммапады.
Потому, что выражение манусса-патилабхо в его школьной трактовке (с которой вы накрепко решили сцепить себя) не выглядит при более внимательном рассмотрении таким уж удовлетворительным.
Термин патилабха означает "обретение" чего-либо, например iddhipaṭilābha - обретение способностей, diṭṭhipaṭilābha - обретение воззрений (которые могут быть двояки - годные и негодные), saddhāpaṭilābhа - обретение веры (So taṃ dhammaṃ sutvā tathāgate saddhaṃ paṭilabhati - выслушав наставление, обрёл веру в татхагату). И везде это слово означает "получение в результате какого-либо развития".
А как вы объясните роль этого термина вот в этом пассаже из Потхапада-сутты?
Tayo kho me, poṭṭhapāda, attapaṭilābhā – oḷāriko attapaṭilābho, manomayo attapaṭilābho, arūpo attapaṭilābho.
Здесь речь идёт об "обретении своего я", которое может быть грубо-телесным, умозрительным или даже вовсе бестелесным. Как вы понимаете это выражение - аттапатилабхо? Как "родиться собой" (?) или всё же это означает "стать самим собой" в смысле "сформировать самоидентификацию " (атта +аттания = ахам-мамам-кара, создание психоконструкта "я-мне-моё")
Да, я знаю, что программа приходской школы объясняет эту гатху именно как рекламу буддийской церкви, в соответствующем мифологическом ключе:
A monk in the time of Buddha Kassapa died and was reborn as a nāga; eventually he heard that a new Buddha has arisen in the world, and went and asked why he cannot attain rebirth as a human even after so long a time; this was the Buddha’s reply.
It is rare to be born human,
rare is the life of the mortals,
it is rare to hear True Dhamma,
rare the arising of Buddhas.
Но слово киччхо означает вовсе не "редко", а "трудно, труднодостижимо" (kiccho: kiccha-, Adj.: hard [to get, to come by], difficult. Nom.Sg.m. = kiccho.)
Вот и получается, если быть чуть внимательнее, чем ученик у доски, читающий по слогам стихи, что киччхо манусса-патилабхо - это о трудности становления, а не редкости удачного рождения. Возможно, людям в ланкийской деревне, с детства верящим в реинкарнацию и то, что умерев, они снова родятся, потому что душа бессмертна и просто мигрирует из тела в тело - им следует напоминать, что согласно их же религии раинкарнация происходит совершенно рандомно и непредсказуемо, и шанс снова родиться человеком очень мал... Но если только допустить, что эта гатха была сочинена Самим Буддой (а именно об этом нам говорят сами же школьные учителя!) вовсе не для запугивания деревенских простаков... К тому же Сам Будда явно не поощрял примитивный анимализм.
Что меня заставляет переводить иначе? Ну, как вам сказать... Вот, это всё и ещё то, что буддийские тексты по программе приходской школы - то же самое, что поэзия Маяковского в учебнике литературы пятого класса. Дальше "что такое хорошо, а что такое плохо" ничего как будто и не было... _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№632087Добавлено: Пт 21 Июл 23, 18:09 (1 год тому назад)
Думаю, что Вы слишком заморачиваетесь на ровном месте и не привносите ни малейшего дополнительного или нового смысла. Трудность обрести рождение и есть трудность становления (потому что с условием становелния-бхава рождение-джати возникает-пратьяя).
Так что напрасно Вы решили принизить традиционное школьное учение, словно Вы превосходите всех, прошедших эту школу. Это вряд ли. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Думаю, что Вы слишком заморачиваетесь на ровном месте и не привносите ни малейшего дополнительного или нового смысла. Трудность обрести рождение и есть трудность становления (потому что с условием становелния-бхава рождение-джати возникает-пратьяя).
Так что напрасно Вы решили принизить традиционное школьное учение, словно Вы превосходите всех, прошедших эту школу. Это вряд ли.
Выйти за рамки школьной программы - это, по вашему, значит унизить её? Странное суждение с моей точки зрения. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№632091Добавлено: Пт 21 Июл 23, 19:33 (1 год тому назад)
Я вижу смысл в том, чтобы воспринимать строфы Будды максимально лично, а не посредственно опосредованно школьными менторами. Это и есть махаяна. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№632092Добавлено: Пт 21 Июл 23, 20:01 (1 год тому назад)
Может все-таки максимально безлично? Великое сострадание Махаяны совершенно безлично. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Может все-таки максимально безлично? Великое сострадание Махаяны совершенно безлично.
Безличность не означает обезличенности.
Великое сострадание не разделяет убийцу и жертву, не наделяет их кармическую связь личными причинами. Ведь личность - только иллюзия причин. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Зарегистрирован: 18.01.2006 Суждений: 3433 Откуда: russia
№632183Добавлено: Вс 23 Июл 23, 13:22 (1 год тому назад)
Won Soeng
У иллюзии за пазухой? Ведь ряд причин ,объединяемый кармической связью обуславливает среду для обособления, в чем есть показатель продуктивности - в личностности , текущее участие при видовом взаимодействии условий отражает также недавнее пребывание в точке устойчивости неорганического основания, в корне которого избыточность. Иллюзия кислорода - газ невсякий, углекислый. _________________ достаточнее предположенных
Won Soeng
У иллюзии за пазухой? Ведь ряд причин ,объединяемый кармической связью обуславливает среду для обособления, в чем есть показатель продуктивности - в личностности , текущее участие при видовом взаимодействии условий отражает также недавнее пребывание в точке устойчивости неорганического основания, в корне которого избыточность. Иллюзия кислорода - газ невсякий, углекислый.
Так в конечном итоге страдание и есть иллюзия личности. Кармически обусловлены рождения. Но и карма обусловлена жаждой и цеплянием. Поэтому личность может преодолевать жажду и цепляние и тем самым менять карму. Карму всех рождений разом. Из всех рождений сразу. Именно поэтому вступивший поток возвращается не более семи раз, однажды возвращающийся - один раз, невозвращающися перерождается в чистых землях, а архат не перерождается более. Карма всех рождений устраняется освобождением прямо в этом рождении.
Иллюзия же заключается в том, что личность видится причиной и плодом, в то время как причины и плоды - безличны. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Может все-таки максимально безлично? Великое сострадание Махаяны совершенно безлично.
Безличность не означает обезличенности.
Великое сострадание не разделяет убийцу и жертву, не наделяет их кармическую связь личными причинами. Ведь личность - только иллюзия причин.
Великое Сострадание aka Avalokiteshvara видит mutual connection убийцы и жертвы. Это видение даётся с трудом. Но даётся. В трудах рождается будда. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы