№624730Добавлено: Сб 15 Апр 23, 21:24 (2 года тому назад)Дукха как Дисгармония
Я слышал три интересных объяснения того, как следует правильно понимать термин dukha.
Во всех случаях они имели образный характер.
Первое было таким:
- это слово передаёт то ощущение, в первую очередь слуховое, когда скрипит и болтается колесо телеги - это очень неприятно и досаждает, настораживает, заставляет беспокоиться; да и телесно поездка в повозке со сломанным колесом или плохой осью, ощущается столь же неприятно.
Второе было таким:
- это слово имеет корень kha, который означает "небо", а префикс du указывает на негативный, некрасивый, неприятный его характер - "плохое небо", то есть это чуть ли не буквально Плохая погода. Это описание душевного, психического состояния. В нашей культуре выражение "на душе плохая погода" или "непогода в сердце" поэтически выражают вполне точно это состояние ума.
И третье, соединившее в себе первые два, гласит, что dukha означает физическое и психическое состояние, максимально подобное тому, как вы слышите неприятный скрежет, или когда ненастье разрушает вашу жизнь и несёт несчастья.
Наиболее точным для перелачи такого смысла служит средневековое слово dishamony, то есть дисгармония не только в музыкальном, но и в наиболее общем и переносном смысле. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№624739Добавлено: Сб 15 Апр 23, 22:47 (2 года тому назад)
Истинная же тревога может возникнуть только из за боли, физической боли тела, все остальные надуманны.
Поскольку мы обсуждаем это в буддийском контексте, напомню в очередной раз, что
согласно абхидхамме из всех бескоренных читт только сознание тела может сопровождаться болью или удовольствием, все остальные сопровождаются спокойствием.
Вся дуккха по сути заключена в физическом теле человека.
А поскольку дуккха - краеугольный камень сознания, то очевидно, что сознание невозможно без физического тела и сопутствующих ему удовольствия и боли
№624744Добавлено: Вс 16 Апр 23, 00:24 (2 года тому назад)
Чтобы осознать тревогу, нужно знать бестревожность. А вот осознание дисгармонии - это сознание потери гармонии, хотя до этого "момента потери" гармония может и не осознаваться.
Абхидхарма, как и любая схоластика, тяготеет к схематизировпнию по числовому признаку. Я читал у Пия Тана интересное небольшое исследование, почему телесность определена только двумя качествами, а не тремя, как остальные; там говорилось, что когда-то и этот параметр был тройственным, но по какой-то причине стал двойственным, хотя традиционные мануалы по медитации говорят о третьем, срединном факторе - асукханадукха.. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наиболее точным для перелачи такого смысла служит средневековое слово dishamony, то есть дисгармония не только в музыкальном, но и в наиболее общем и переносном смысле.
По мне так синоним разве что. Дисгармония или неравенство весамма (пали) или вайсамья (санскрит), а дукха - печаль, огорчение. Депрессия если угодно. Особый вид ада. Но зачем-то дукха переводится как "удовольствие-страдание", что в корне неверно на мой взгляд. Удовольствие вроде как приям, собственное удовольствие - свасья приям, это тоже неравенство, дисгармония, но в тоже время является средством познания дхармы. И напротив ощущение-боль предшествует дукхе.
телесность определена только двумя качествами, а не тремя, как остальные;
Я не о том.
Да, телесное сознание определено двумя качествами (сопровождается чувством) - болью неблаготворное и удовольствием благотворное.
Остальные же четыре (сознания глаза, уха, носа и языка) вообще сами по себе качествами дихотомии боль-удовольствие не обладают вообще, они сопровождаются чувством спокойствия, нейтральным чувством.
Каждое из этих сознаний бывает как благотворным, так и неблаготворным (разные читты), что является результатом прошлой каммы, однако сами по себе они нейтральны - как благотворное, так и неблаготворное. В данном случае благотворность-неблаготворность определяется каммой, а не является неотъемлемой характеристикой читты.
В случае с неблаготворными результирующими этих четырех сознаний (глаза, уха, носа и языка), объект является всего лишь неприятным или нежеланным (аниттха),
и только в случае неблаготворного результирующего сознания тела возникает дуккха, телесная боль
№624794Добавлено: Вс 16 Апр 23, 16:11 (2 года тому назад)
Путаница какая-то. Возможно из-за неверного перевода: "...шесть категорий сознания: сознание глаза, сознание уха, сознание носа, сознание языка, сознание тела, сознание ума".
Есть пять органов чувств (ощущений), то. есть органы, производящие ощущение, они вызывают эффекты в форме ощущений. Это зрение, слух, обоняние осязание, вкус; или органы чувств: глаза, уши, нос, кожа, язык. А также пять органов действия; ум известен как одиннадцатое внутреннее чувство.
"асукха-адукха" - неудовольствие-нестрадание. То состояние, когда нет привязанности и отвращения, но это не простое бездействие.
Нет никакой путаницы. С глазом есть сознание глаза, ещё до сознания ума. Да, глаз уже сам по себе обладает сознанием.
Чувство - это другое, это категория ведана, возникающая после контакта и предшествующая саннье, восприятию
Здесь надо делать оговорку, что чаккувиньяна - это распознавание зрительных стимулов, как первичных образов, которые мановиньяна складывает в зрительную и как-то осмысленную картину.
Есть некоторые сложности с переводом всего этого, так как у нас всего одно слово там, где у древних буддистов несколько. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№624831Добавлено: Вс 16 Апр 23, 18:13 (2 года тому назад)
Мне на сегодняшний день не понятно что такое виньяна.
Читта - понятно, виньяна - нет.
Соответственно, термином виньяна я оперировать пока не могу.
Буду учить матчасть, извините
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы