Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Дукха как Дисгармония

Страницы 1, 2, 3  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> От Будды до наших дней
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30541

624730СообщениеДобавлено: Сб 15 Апр 23, 21:24 (1 год тому назад)    Дукха как Дисгармония Ответ с цитатой

Я слышал три интересных объяснения того, как следует правильно понимать термин dukha.
Во всех случаях они имели образный характер.
Первое было таким:
- это слово передаёт то ощущение, в первую очередь слуховое, когда скрипит и болтается колесо телеги - это очень неприятно и досаждает, настораживает, заставляет беспокоиться; да и телесно поездка в повозке со сломанным колесом или плохой осью, ощущается столь же неприятно.
Второе было таким:
- это слово имеет корень kha, который означает "небо", а префикс du указывает на негативный, некрасивый, неприятный его характер - "плохое небо", то есть это чуть ли не буквально Плохая погода. Это описание душевного, психического состояния. В нашей культуре выражение "на душе плохая погода" или "непогода в сердце" поэтически выражают вполне точно это состояние ума.
И третье, соединившее в себе первые два, гласит, что dukha означает физическое и психическое состояние, максимально подобное тому, как вы слышите неприятный скрежет, или когда ненастье разрушает вашу жизнь и несёт несчастья.
Наиболее точным для перелачи такого смысла служит средневековое слово dishamony, то есть дисгармония не только в музыкальном, но и в наиболее общем и переносном смысле.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Ami, СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2243
Откуда: Мартышкино

624735СообщениеДобавлено: Сб 15 Апр 23, 22:02 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Мне в свое время запал дисконтент из Стейнбековской The Winter of Our Discontent.
Я тогда придумал undiscontent в качестве альтернативы.

Русский перевод "тревога" мне по душе.
Дуккха - это тревога, тревожность


Ответы на этот пост: Экалавья
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2243
Откуда: Мартышкино

624736СообщениеДобавлено: Сб 15 Апр 23, 22:06 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Дисгармония несколько неестественна.
Чтобы была дисгармония, нужна гармония.
Тревоге же гармония не обязательна - она самодостаточна
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2243
Откуда: Мартышкино

624739СообщениеДобавлено: Сб 15 Апр 23, 22:47 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Истинная же тревога может возникнуть только из за боли, физической боли тела, все остальные надуманны.
Поскольку мы обсуждаем это в буддийском контексте, напомню в очередной раз, что
согласно абхидхамме из всех бескоренных читт только сознание тела может сопровождаться болью или удовольствием, все остальные сопровождаются спокойствием.

Вся дуккха по сути заключена в физическом теле человека.

А поскольку дуккха - краеугольный камень сознания, то очевидно, что сознание невозможно без физического тела и сопутствующих ему удовольствия и боли
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30541

624744СообщениеДобавлено: Вс 16 Апр 23, 00:24 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Чтобы осознать тревогу, нужно знать бестревожность. А вот осознание дисгармонии - это сознание потери гармонии, хотя до этого "момента потери" гармония может и не осознаваться.
Абхидхарма, как и любая схоластика, тяготеет к схематизировпнию по числовому признаку. Я читал у Пия Тана интересное небольшое исследование, почему телесность определена только двумя качествами, а не тремя, как остальные; там говорилось, что когда-то и этот параметр был тройственным, но по какой-то причине стал двойственным, хотя традиционные мануалы по медитации говорят о третьем, срединном факторе - асукханадукха..

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: LS Сергей
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Ami



Зарегистрирован: 29.03.2021
Суждений: 518

624764СообщениеДобавлено: Вс 16 Апр 23, 10:20 (1 год тому назад)    Re: Дукха как Дисгармония Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Наиболее точным для перелачи такого смысла служит средневековое слово dishamony, то есть дисгармония не только в музыкальном, но и в наиболее общем и переносном смысле.

По мне так синоним разве что. Дисгармония или неравенство весамма (пали) или вайсамья (санскрит), а дукха - печаль, огорчение. Депрессия если угодно. Особый вид ада. Но зачем-то дукха переводится как "удовольствие-страдание", что в корне неверно на мой взгляд. Удовольствие вроде как приям, собственное удовольствие - свасья приям, это тоже неравенство, дисгармония, но в тоже время является средством познания дхармы. И напротив ощущение-боль предшествует дукхе.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2243
Откуда: Мартышкино

624765СообщениеДобавлено: Вс 16 Апр 23, 10:50 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
телесность определена только двумя качествами, а не тремя, как остальные;

Я не о том.

Да, телесное сознание определено двумя качествами (сопровождается чувством) - болью неблаготворное и удовольствием благотворное.
Остальные же четыре (сознания глаза, уха, носа и языка) вообще сами по себе качествами дихотомии боль-удовольствие не обладают вообще, они сопровождаются чувством спокойствия, нейтральным чувством.
Каждое из этих сознаний бывает как благотворным, так и неблаготворным (разные читты), что является результатом прошлой каммы, однако сами по себе они нейтральны - как благотворное, так и неблаготворное. В данном случае благотворность-неблаготворность определяется каммой, а не является неотъемлемой характеристикой читты.

В случае с неблаготворными результирующими этих четырех сознаний (глаза, уха, носа и языка), объект является всего лишь неприятным или нежеланным (аниттха),
и только в случае неблаготворного результирующего сознания тела возникает дуккха, телесная боль
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ami



Зарегистрирован: 29.03.2021
Суждений: 518

624794СообщениеДобавлено: Вс 16 Апр 23, 16:11 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Путаница какая-то. Возможно из-за неверного перевода: "...шесть категорий сознания: сознание глаза, сознание уха, сознание носа, сознание языка, сознание тела, сознание ума".

Есть пять органов чувств (ощущений), то. есть органы, производящие ощущение, они вызывают эффекты в форме ощущений. Это зрение, слух, обоняние осязание, вкус; или органы чувств: глаза, уши, нос, кожа, язык. А также пять органов действия; ум известен как одиннадцатое внутреннее чувство.

"асукха-адукха" - неудовольствие-нестрадание. То состояние, когда нет привязанности и отвращения, но это не простое бездействие.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2243
Откуда: Мартышкино

624806СообщениеДобавлено: Вс 16 Апр 23, 16:47 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Нет никакой путаницы. С глазом есть сознание глаза, ещё до сознания ума. Да, глаз уже сам по себе обладает сознанием.

Чувство - это другое, это категория ведана, возникающая после контакта и предшествующая саннье, восприятию


Ответы на этот пост: Горсть листьев, Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2243
Откуда: Мартышкино

624809СообщениеДобавлено: Вс 16 Апр 23, 16:57 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Так по крайней мере в абхидхармическом буддизме
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30541

624815СообщениеДобавлено: Вс 16 Апр 23, 17:16 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:
Нет никакой путаницы. С глазом есть сознание глаза, ещё до сознания ума. Да, глаз уже сам по себе обладает сознанием.

Чувство - это другое, это категория ведана, возникающая после контакта и предшествующая саннье, восприятию
Здесь надо делать оговорку, что чаккувиньяна - это распознавание зрительных стимулов, как первичных образов, которые мановиньяна складывает в зрительную и как-то осмысленную картину.
Есть некоторые сложности с переводом всего этого, так как у нас всего одно слово там, где у древних буддистов несколько.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30541

624817СообщениеДобавлено: Вс 16 Апр 23, 17:21 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:

Чувство - это другое, это категория ведана, возникающая после контакта и предшествующая саннье, восприятию
Не получается ли у вас, что виньяна возникает дважды - до веданы и после?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: LS Сергей
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2243
Откуда: Мартышкино

624822СообщениеДобавлено: Вс 16 Апр 23, 17:38 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
LS Сергей пишет:

Чувство - это другое, это категория ведана, возникающая после контакта и предшествующая саннье, восприятию
Не получается ли у вас, что виньяна возникает дважды - до веданы и после?

В сознании глаза возникает своя виньяна - в сознании ума своя


Последний раз редактировалось: LS_rus78 (Вс 16 Апр 23, 18:03), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2243
Откуда: Мартышкино

624824СообщениеДобавлено: Вс 16 Апр 23, 17:40 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Но я не уверен
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2243
Откуда: Мартышкино

624831СообщениеДобавлено: Вс 16 Апр 23, 18:13 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Мне на сегодняшний день не понятно что такое виньяна.
Читта - понятно, виньяна - нет.
Соответственно, термином виньяна я оперировать пока не могу.
Буду учить матчасть, извините
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> От Будды до наших дней Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.035 (0.208) u0.010 s0.004, 18 0.022 [263/0]