Есть и приятное беспокойство это хлопоты, например в поиске Дхармы.
Это чханда, тринадцатая четасика, случающаяся не всегда и этически вариабельная, то есть может быть как благотворной, так и не, характеристикой которой является желание действовать.
Но это никак не беспокойство. Ее функцией является поиск объекта, а проявлением - нужда в объекте. А непосредственная её причина - объект.
Очень интересная четасика, рекурсивная: её объектом, как и её причиной является объект
Последний раз редактировалось: LS_rus78 (Пн 08 Май 23, 23:11), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Серж
Тревога негативна, беспокойство многозначно. Это сложности перевода и сколько еще таких будет граблей….
У вас здесь тревога - это уддхачча, беспокойство - чханда, нет никаких сложностей перевода, достаточно определиться с сутью, о которой идёт речь.
Другое дело, может ли уддхачча сочетаться с чхандой в одной и той же читте?
Может, но только в неблаготворной, когда чханда негативна, то есть никак не в стремлении к Дхамме
№626634Добавлено: Вт 09 Май 23, 00:32 (2 года тому назад)
Ага. Определиться с сутью. Так вот беспокойство это отсутствие сути, конкретно спокойствия. А там может быть, что угодно, что не является спокойствием.
Остальные десять неблаготворных четасик не обязательно должны присутствовать в неблаготворном сознании
Плохой перевод. Уже не вдаваясь вижу.
Авидья у вас уже не неведение? Или у вас два неведения моха и авидья? Насчет беспокойства, уже разобрались, насчет остальных, так же все будет сложно.
Ага. Определиться с сутью. Так вот беспокойство это отсутствие сути, конкретно спокойствия. А там может быть, что угодно, что не является спокойствием.
Это вы говорите об окончательном спокойствии, о Ниббане.
В сансаре же может присутствовать позитивное "беспокойство" - например, стремление к Ниббане.
Набор ментальных факторов содержит две четасики желания:
лобха (18) - жадность, сугубо негативный фактор и
чханда (13) - желание, этически вариабельный фактор, который может быть позитивным в сочетании с благотворной читтой.
Про беспокойство также есть две четасики, обе неблаготворные, но одна универсальная -
уддхачча (17) - беспокойство,
вторая - этически вариабельная -
куккучча (24) - волнение, имеющая смысл сожаления и раскаяния.
№626642Добавлено: Вт 09 Май 23, 01:08 (2 года тому назад)
Серж
Цитата:
Авидья у вас уже не неведение? Или у вас два неведения моха и авидья?
Я сейчас говорю исключительно об абхидхармической классификации сознания, там авидья - это и есть моха.
Моё мнение - самое лучшее это вообще без какой бы то ни было классификации - но тогда нам с вами не о чем будет говорить.
Что касается неведения, есть две четасики:
моха (14) - заблуждение, универсальная неблаготворная, и
диттхи (18) - ошибочный взгляд, вариабельная.
Есть еще две читты с корнем заблуждение -
11 - сопровождающаяся спокойствием и ассоциированная с сомнением и
12 - ассоциированная с беспокойством.
Всё, больше про неведение в Абхидхамме, касательно читт и четасик, ничего нет
Последний раз редактировалось: LS_rus78 (Вт 09 Май 23, 01:10), всего редактировалось 1 раз
Беспокойство - это уддхачча, семнадцатая четасика, неблаготворная, непосредственной причиной которой является немудрое внимание к тревожности ума.
Как неблаготворная - она плохое
Там контекст со словом "философия". Многие отчего-то пренебрегают интеллектуальным напряжением (что и есть беспокойство и блуждание) и путают спокойствие ума с банальным недуманием. Уддхачча - это несобранность (интеллекта), общее "беспокойное" состояние как бросание в разные стороны, тревожный разброд, расстройство. Беспокойство же как обеспокоенность, забота - нормальное движение ума, он блуждает с трепетом, думает, размышляет, складывает пазлы.
Беспокойство - это уддхачча, семнадцатая четасика, неблаготворная, непосредственной причиной которой является немудрое внимание к тревожности ума.
Как неблаготворная - она плохое
Там контекст со словом "философия". Многие отчего-то пренебрегают интеллектуальным напряжением (что и есть беспокойство и блуждание) и путают спокойствие ума с банальным недуманием. Уддхачча - это несобранность (интеллекта), общее "беспокойное" состояние как бросание в разные стороны, тревожный разброд, расстройство. Беспокойство же как обеспокоенность, забота - нормальное движение ума, он блуждает с трепетом, думает, размышляет, складывает пазлы.
Ну да, я об этом и пытался сказать, когда писал о беспокойстве чханды в сочетании с благотворной читтой
Последний раз редактировалось: LS_rus78 (Вт 09 Май 23, 01:25), всего редактировалось 1 раз
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы