Мне непонятно, о чем тут. Как версия, возможно, что это про самовоспроизводство васан - так как в йогачаре реально только настоящее, то, чтобы обеспечить связь с причиной в прошлом, введен метафизический концепт о том, что васаны в АВ постоянно себя самовоспроизводят.
Даже при отказе от метафизики, нет запрета, чтобы построить логичную метафизическую систему. Она требуется для диспутов, для презентации воззрения в простом виде. Если порогом входа сделать проведенную трансцендентально-феноменологическую редукцию, то про школу никто и не узнает.
Думаю, созревание однородной васаны можно назвать самовоспроизводством, но проявление синего (огня в аду или дворца Брахмы) должно быть и созреванием кармы (кармической васаны). Как связаны эти две васаны (одна заложена пассивным восприятием синего в прошлом, а другая - активным действием - четаной, манасом, речью или телом)? Или это одна васана в двух аспектах?
Все эти вопросы должны быть раскрыты в Йогачара-бхуми-шастре, которая до сих пор не переведена полностью на европейские языки.
Об однородном отпечатке и его плоде сказано (в контексте читтаматры):
«Явление в сознании глаза синего [цвета] как синего [цвета] является плодом, рождающимся благодаря однородному отпечатку (rigs mthun pa'i bag chags).
Что же такое эти так называемые однородные отпечатки? Предыдущее сознание способно порождать подобное себе последующее сознание. Теперь, когда само [предыдущее] прекращается, тогда запечатления (bsgo) являются тем, что закладывается в алая-виджняну (kun gzhi rnam par shes pa). Поэтому явление синего [цвета] в последующем сознании глаза является созреванием отпечатка, заложенного [в алая-виджняне] предыдущим сознанием глаза, которому являлся синий [цвет], и не является созреванием отпечатка, заложенного [в алая-виджняне] концептуальным [познанием]».
Как соотносится этот отпечаток с отпечатком кармы?
Он является отпечатком кармы (это два аспекта одного отпечатка)? Тогда предыдущее сознание глаза, которому являлся синий цвет, является кармой - кармой ума?
Или может являться отпечатком кармы, а может быть самостоятельным, независимым от отпечатка кармы?
Или они несовместимы? Тогда то, что явлено этому сознанию, не является созреванием кармы?
Есть такая sabhāgahetu (однородная причина - homogeneous cause) и у нее результат niṣyanda-phala (equal outflow, не знаю как перевести, "нишьянда" - истечение, водопад). Это не випака у кармы.
Демонстрируется она такими примерами: 5 благих скандх - причина благих скандх, зародыш человека - однородная причина последующих стадий развития плода, бАла (ребенок) - однородная причина кумАры (юноши), Б8П - однородная причина "такого же плода-истечения" Б8П в будущем.
Разница с vipākahetu (причиной, которая имеет силу принести результат) в том, что випака не однородна с плодом. "Ви" - это разница, различие, а "пака" - результат созревания.
Цитата:
Или они несовместимы?
Четасики и рупа могут иметь разные хету и пратьяи. Это от конкретного случая зависит. Может быть и все вместе.
Сабхагахету к продолжению относится, не к началу, как я понял. Если вы в процессе, то випакапхала уже началась. Если это первые моменты сротапанны, то випакахету и сарватрага хету исключаются. Там же не так, что "производят": четасики производят синее, допустим. Они - условие, не производящая причина.
AKB пишет:
Thought and thought-concomitants,1299
1. when they are defiled, arise from five causes, with the exclusion of the ripening cause;1300 [23
a]
2. when they are a ripened effect, arise from five causes, with the exclusion of the pervasive
cause;1301
3. when they are different from these [first] two categories and from the fourth, arise from four causes, with the exclusion of the ripening cause and the pervasive cause;
4. when they are pure for the first time,1302 arise from three causes, with the exclusion of the aforementioned two causes, [i.e., the ripening cause and the pervasive cause,] and the homogeneous cause.
///
The factors (dharma) that are not thought or thought-concomitants, namely, the material factors (rūpin) and the formations (saṃskāra) dissociated from thought (ii. 35), accordingly as they fall into one of the four categories, arise from causes proper to this category, with the exclusion of the associated cause (saṃprayuktakahetu):1305 [these factors,]
1. when they are defiled, arise from four causes, [i.e., with the exclusion of the ripening cause
and the associated cause];
2. when they are a ripened effect, arise from four causes, [i.e., with the exclusion of the
pervasive cause and the associated cause];
3. when they are different [from the first two categories and from the fourth], arise from three causes, [i.e., with the exclusion of the ripening cause, the pervasive cause, and the associated cause];
4. when they are pure for the first time (pure restraint [anāsravasaṃvara], iv. 13), arise from two causes, [i.e., with the exclusion of the ripening cause, the pervasive cause, the homogeneous cause, and the associated cause].
There is no factor that is the result of one single cause (ekahetusaṃbhūta): the eficient cause (kāraṇahetu) and the co-existent cause (sahabhūhetu) are never absent.1306 [vii, 1 a]1307 <299>
We have explained [the number (vistara) of] the causes (hetu) [of the different factors].1308
Я так понимаю, что поскольку сансара не имеет начала, то и васан там бесконечно вплоть до лысого черта. Их можно рассматривать со стороны неосвобождения, со стороны познания, логики. Так что да - рассмотрение с другой точки зрения. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Об однородном отпечатке и его плоде сказано (в контексте читтаматры):
«Явление в сознании глаза синего [цвета] как синего [цвета] является плодом, рождающимся благодаря однородному отпечатку (rigs mthun pa'i bag chags).
Что же такое эти так называемые однородные отпечатки? Предыдущее сознание способно порождать подобное себе последующее сознание. Теперь, когда само [предыдущее] прекращается, тогда запечатления (bsgo) являются тем, что закладывается в алая-виджняну (kun gzhi rnam par shes pa). Поэтому явление синего [цвета] в последующем сознании глаза является созреванием отпечатка, заложенного [в алая-виджняне] предыдущим сознанием глаза, которому являлся синий [цвет], и не является созреванием отпечатка, заложенного [в алая-виджняне] концептуальным [познанием]».
Как соотносится этот отпечаток с отпечатком кармы?
Он является отпечатком кармы (это два аспекта одного отпечатка)? Тогда предыдущее сознание глаза, которому являлся синий цвет, является кармой - кармой ума?
Или может являться отпечатком кармы, а может быть самостоятельным, независимым от отпечатка кармы?
Или они несовместимы? Тогда то, что явлено этому сознанию, не является созреванием кармы?
Есть такая sabhāgahetu (однородная причина - homogeneous cause) и у нее результат niṣyanda-phala (equal outflow, не знаю как перевести, "нишьянда" - истечение, водопад). Это не випака у кармы.
Демонстрируется она такими примерами: 5 благих скандх - причина благих скандх, зародыш человека - однородная причина последующих стадий развития плода, бАла (ребенок) - однородная причина кумАры (юноши), Б8П - однородная причина "такого же плода-истечения" Б8П в будущем.
Разница с vipākahetu (причиной, которая имеет силу принести результат) в том, что випака не однородна с плодом. "Ви" - это разница, различие, а "пака" - результат созревания.
Цитата:
Или они несовместимы?
Четасики и рупа могут иметь разные хету и пратьяи. Это от конкретного случая зависит. Может быть и все вместе.
Сабхагахету к продолжению относится, не к началу, как я понял. Если вы в процессе, то випакапхала уже началась. Если это первые моменты сротапанны, то випакахету и сарватрага хету исключаются. Там же не так, что "производят": четасики производят синее, допустим. Они - условие, не производящая причина.
AKB пишет:
Thought and thought-concomitants,1299
1. when they are defiled, arise from five causes, with the exclusion of the ripening cause;1300 [23
a]
2. when they are a ripened effect, arise from five causes, with the exclusion of the pervasive
cause;1301
3. when they are different from these [first] two categories and from the fourth, arise from four causes, with the exclusion of the ripening cause and the pervasive cause;
4. when they are pure for the first time,1302 arise from three causes, with the exclusion of the aforementioned two causes, [i.e., the ripening cause and the pervasive cause,] and the homogeneous cause.
///
The factors (dharma) that are not thought or thought-concomitants, namely, the material factors (rūpin) and the formations (saṃskāra) dissociated from thought (ii. 35), accordingly as they fall into one of the four categories, arise from causes proper to this category, with the exclusion of the associated cause (saṃprayuktakahetu):1305 [these factors,]
1. when they are defiled, arise from four causes, [i.e., with the exclusion of the ripening cause
and the associated cause];
2. when they are a ripened effect, arise from four causes, [i.e., with the exclusion of the
pervasive cause and the associated cause];
3. when they are different [from the first two categories and from the fourth], arise from three causes, [i.e., with the exclusion of the ripening cause, the pervasive cause, and the associated cause];
4. when they are pure for the first time (pure restraint [anāsravasaṃvara], iv. 13), arise from two causes, [i.e., with the exclusion of the ripening cause, the pervasive cause, the homogeneous cause, and the associated cause].
There is no factor that is the result of one single cause (ekahetusaṃbhūta): the eficient cause (kāraṇahetu) and the co-existent cause (sahabhūhetu) are never absent.1306 [vii, 1 a]1307 <299>
We have explained [the number (vistara) of] the causes (hetu) [of the different factors].1308
Спасибо.
Да, есть такая однородная причина, по курсу дуйры изучают:
skal mnyam gyi rgyu (skal mnyam kyi rgyu), sambhagahetu – однородная причина – то, что осуществляет порождение подобного себе последующего сходного рода (rigs 'dra); или осуществляющее порождение собственного плода, подобного себе самой по роду (rang 'bras rang dang rigs 'dra skyed byed).
Тождественно по предмету: действительное.
Является настоящей причиной (rgyu dngos)
И плод такой есть (возможно, это тот плод, о котором вы говорите?):
Донец:
Соответствие (mthun pa) плода причине. Пример: Сказав о ступе: «слишком большая», получают маленькое тело, поднеся колокольчик, обретают приятный голос.
Ламрим:
«Плоды, отражающие причины
Хотя из дурной участи, [созревшей из-за тех
проступков], перерождаемся человеком, они влекут
соответственно: (1) короткую жизнь; (2) бедность» и т. д.
№618165Добавлено: Ср 18 Янв 23, 11:44 (2 года тому назад)
Как рисовый росток не может породить кукурузного початка, так и росток кукурузы не породит рисовых зёрен. Для рисовых зёрен нужен рисовый росток. Но вот для того, чтобы не смог принести рисовые зёрна, нужны ещё дополнительные благоприятствующие условия.
№631652Добавлено: Вт 18 Июл 23, 00:09 (1 год тому назад)
В "ведании иного" gzhan rig имеются:
"[главный] ум" sems (sems nyid), он же
различающее сознание (rnam par shes pa = vijñāna),
он же главный ум (gtso sems), база умственного (yid kyi dbang po),
и "вторичный ум" (sems byung).
Главный сопровождается психическими элементами (вторичным умом) как своими спутниками.
"Вторичный ум" sems byung (sems las byung ba'i chos), caitta (психический элемент, психические элементы).
Существует [в качестве] спутника главного ума (gtso sems). Возникает из сознания умственного при рождении
и существует до момента смерти.
Обладает сходством, "связанностью" (mtshungs ldan, saṃprayukta) по пяти параметрам с главным умом.
Сходство [главного] ума и вторичного ума:
1. сходство в объекте;
2. времени своего явления (dus);
3. опоре (rten);
4. виде (rnam pa);
5. субстанции (rdzas).
«Поэтому явление синего [цвета] в последующем сознании глаза является созреванием отпечатка,
заложенного [в алая-виджняне] предыдущим сознанием глаза, которому являлся синий [цвет],
и не является созреванием отпечатка, заложенного [в алая-виджняне] концептуальным [познанием]»
"Синее" в Вашей цитате относится к пункту 4.
Например, при при восприятии синего объекта"главное" и "сопутствующее"
обладают одинаковым видом «синего».
Остальные 4 пункта:
1. имеют один и тот же объект, например, чувственное;
2. возникают одновременно
3. благодаря одной и той же внутренней базе
(ayatana), или одному и тому же органу (indriya)
5 и субстанциональным тождеством (rdzas gcig).
Каждое проявление того или иного психического элемента накладывает новый отпечаток на
свой старый отпечаток, усиливая его.
Вторичных всего 51.
Они, кроме "5-ти вездесущих", подразделяются на два класса:
1. уровень проявления (проявленные психические элементы) (mngon gyur);
2. вызревающий уровень (психические элементы в виде семян) (sa bon pa),
т.е. находящиеся в потенции (bag la nyal) - отпечатки (bag chags).
"5 вездесущих" - это ведана, самджня, спарша, четана и манасикара.
Хотя и допустимо говорить о различных причинах как о различных кармах,
но все же поскольку каждый из 51-го сопутствующего элемента принадлежит только
к одному и тому же потоку сознания, относительно которого они все и синхронизированы по пяти параметрам (см. выше),
постольку это все-таки разные аспекты одной кармы - данного живого существа.
Каждое проявление того или иного психического элемента условного Васи как бы заключено в его личном контейнере.
И всякий раз накладывается новый отпечаток на свой старый отпечаток каждого элемента, усиливая его. _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы