Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Книга В. Г. Лысенко «Индийские философы о природе восприятия: Дигнага и его оппоненты


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по праманаваде
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 4045

615615СообщениеДобавлено: Вт 20 Дек 22, 17:37 (2 года тому назад)    Книга В. Г. Лысенко «Индийские философы о природе восприятия: Дигнага и его оппоненты Ответ с цитатой

https://buddhadharma.ru/product/indiyskie_filosofy_o_prirode_vospriyatiya_dignaga_i_ego_opponenty/
Автора этой книги и нескольких других (в т. ч. в свободном доступе в инете) интересует пратьякша и насколько она связана с «ментальным конструированием» (викальпа).
В книге имеется перевод «Вимшика-карика-вритти» Васубандху, «Аламбана-парикша-вритти» и «Праманасамуччая-вритти» (глава 1 «Пратьякша») Дигнаги.
Основные положения из «предисловия к переводам» (сделал в виде таблицы, но не знаю, как тут таблицы прикреплять):

Три викальпы:
Свабхава-викальпа
Свабхава-викальпа
Природное, естественное конструирование
Первичная дифференциация объекта – минимальное конструирование объекта – свабхава всех виджнян.
Характеризуется как витарка, но не как вичара – разные мнения, почему так.
«Виджняна» так называется, поскольку она «дифференцирует, отбирает, выбирает» (виджанатити) - определенную сферу своей деятельности (аятана, гочара, вишая – 5 «каналов» - от зрительного до осязания).
Направлена на объект

Анусмарана-викальпа
Анусмарана-викальпа
Конструирование различий на основе памятования (способность исследовать объект (серию моментов объекта) с большей точностью и в виде серии моментов исследования). Для этого нужны праджня, витарка, вичара, самджня.
Направлена на 1. воспринимаемый в том числе и в прошлом объект; 2. на его обозначение (категорию\концепт? – для не знающих обозначений; концепт и образ?). Курсив - от меня

Нирупана (абхинирупана)-викальпа
Конструирование различия на дискурсивном уровне (суждение, вывод, воззрения, мнения) – интерпретация явлений.
Направлена на имя (категорию\концепт + имя?).
Не функционирует в дхьянах.

В чувственной виджняне есть (функционирует) только первая викальпа, поэтому чувственная виджняна –авикальпа (последние две
викальпы присутствуют, но не активированы, не задействованы)

Чувственная виджняна
(объекты - только теперешнее).
Обязательно сопровождается памятованием (функция - вспоминание) и праджней (различение), но эти дифференцирующие функции выражены слабо (дифференцируют, распознают сферу деятельности конкретной виджняны из пяти, но в виде суждения об объекте – нет.
Реализуется через витарку и вичару, которые по определению осуществляются манасом, т.е. являются ментальными

Ментальная виджняна
(объекты трех времен).
Обязательно сопровождается памятованием и праджней, а также дифференциацией в виде суждения об объекте.
Ментальная праджня (сопровождающая ментальную виджняну) в нейогическом (без дхьян) состоянии может быть либо тождественной ментальной виджняне по самой своей природе (свабхава) (у вайбхашиков читта и чайтта отличны по сущности), состоящей в распознавании и идентификации внутренних состояний (дхарм), либо реализоваться дискурсивно – через конструирование определения (абхинирупана-викальпа.)
К нему относятся (им осуществляются) витарка и вичара (определяются как мано-джалпа – «бормотание ума», «ментальное бормотание).
Витарка – другое имя «самкальпа» («дифференцирующая рефлексия»)

Витарка и вичара
Праджня+самджня -> витарка (действует как способ конструирования объекта; поскольку витарка получает вклад от самджни, то может называться самкальпой; характеризует пять сенсорных виджнян; связана с праджней, напрвлена на внешние объекты, которые схватывает «грубо» - приблизительно, в общем) -> чувственная виджняна. Поэтому свабхава-викальпа – только витарка (= самкальпа) – действует в отношении объекта грубым образом – рудиментарная дифференциация чувственного познания, предельно общее схватывание объекта в качестве особого вида. Нет сравнения и связывания, опирающихся на памятование (анусмарана) прошлого опыта с этим объектом и определение (анурупана), поэтому нет и абхинирупана-викальпы.
Вичара – тонкая форма сознания, благоприятная для умственной виджняны; характеризует ментальную виджняну, связана с праджней, которой содействуют суждение и различение – тогда функционирует праджня, связанная с суждением и различением через приписывание имени (отнесение к категории?)
Все разновидности викальпы существуют в каждом моменте чувственной виджняны, но следует дифференцировать силу их соучастия друг в друге (сабхага) и в процессе в целом

Витарку и вичару можно назвать «рудиментарными» «инстинктивными» «автоматизмами»

Витарка
(другое имя витарки - самкальпа (идея/концепция);
В сенсорном сознании витарка получает вклад от самджни и поэтому может называться самкальпа)

Витарка в сарвастиваде
Является проекцией как причиной сенсорных сознаний;
Действует как каузальный фактор в сфере сенсорных виджнян;
Характеризует пять сенсорных виджнян;
Функционирует в сенсорных виджнянах;
В чувственном познании обеспечивает схватывание чистого объекта (васту-матра), грубо определенного как нечто, без познания его природы, поэтому
рассматривается сарвастивадой как причина лишь сенсорного познания, о котором сказано, что оно лишено способности к определению (абхинирупана) объекта

в саутрантике
В чувственном познании обеспечивает схватывание чистого объекта (васту-матра), грубо определенного как нечто, без познания его природы;
Связано исключительно с ментальной виджняной;
Витарка и вичара существуют не одновременно, а поочередно, сменяя друг друга, составляют разные состояния самого сознания;
Внутренняя, неартикулированная речь (мано-джалпа), характеризуемая поиском или обследованием\исследованием, имеющая своей опорой намерение (четана) или понимание (праджня), в зависимости от статуса (авастха) – несвязанности (если витарку определяет четана) или связанности (если витарку определяет праджня) с логическим выводом, соответственно

Вичара
В сарвастиваде
Согласуется с возникновением ментального сознания (действует как каузальный фактор в сфере ментальной виджняны), поэтому Сангхабхадра определяет свабхава-викальпу как только витарку;
Функционирует в сенсорных виджнянах

В саутрантике
Связано исключительно с ментальной виджняной;
Витарка и вичара существуют не одновременно, а поочередно в сфере ментальной виджняны, сменяя друг друга, составляют разные состояния самого сознания;
Внутренняя, неартикулированная речь (мано-джалпа), характеризуемая оценкой, суждением, имеющая своей опорой намерение (четана) или понимание (праджня), в зависимости от статуса (авастха) – несвязанности (если витарку определяет четана) или связанности (если витарку определяет праджня) с логическим выводом, соответственно;
Только в случае ментального сознания, на стадии, представленной вичарой, когда мышление достаточно тонкое, объект может быть должным образом определен как «это есть то»
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Fritz



Зарегистрирован: 02.11.2006
Суждений: 4456

644491СообщениеДобавлено: Пн 05 Авг 24, 21:06 (5 мес. назад)     Ответ с цитатой

Автор сама выкладывает свои книги и академические статьи у себя на странице: https://rggu.academia.edu/LysenkoVictoria/Books Но, этой книги я там не нашёл. Придётся добывать бумагу, если никто не пришлёт пдф.

Ответы на этот пост: Экалавья, Krie
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2481
Откуда: Пантикапей

644492СообщениеДобавлено: Пн 05 Авг 24, 21:22 (5 мес. назад)     Ответ с цитатой

Fritz пишет:
Автор сама выкладывает свои книги и академические статьи у себя на странице: https://rggu.academia.edu/LysenkoVictoria/Books Но, этой книги я там не нашёл. Придётся добывать бумагу, если никто не пришлёт пдф.

давно на трекерах, и в ВК есть
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10842
Откуда: Москва

644493СообщениеДобавлено: Пн 05 Авг 24, 23:27 (5 мес. назад)     Ответ с цитатой

вот


5617249F-1784-4F80-9006-EEFC390CC662_1_201_a.jpg
 Описание:
вот
 Размер файла:  1.92 MB
 Просмотрено:  254 раз(а)

5617249F-1784-4F80-9006-EEFC390CC662_1_201_a.jpg



_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10842
Откуда: Москва

644494СообщениеДобавлено: Пн 05 Авг 24, 23:28 (5 мес. назад)     Ответ с цитатой

и вот


06910A57-6F48-48DD-8076-729913C16BA7_1_201_a.jpg
 Описание:
и вот
 Размер файла:  2.01 MB
 Просмотрено:  254 раз(а)

06910A57-6F48-48DD-8076-729913C16BA7_1_201_a.jpg



_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Krie
баловник


Зарегистрирован: 18.01.2006
Суждений: 3437
Откуда: russia

644503СообщениеДобавлено: Вт 06 Авг 24, 13:26 (5 мес. назад)     Ответ с цитатой

Fritz пишет:
Автор сама выкладывает свои книги и академические статьи у себя на странице: https://rggu.academia.edu/LysenkoVictoria/Books Но, этой книги я там не нашёл. Придётся добывать бумагу, если никто не пришлёт пдф.
Есть. Вход нужно выполнить , после регистрации будь готовы к выпадающим скриптам. 3$ и прочее.


IMG_20240806_122932.jpg
 Описание:
 Размер файла:  695.23 KB
 Просмотрено:  236 раз(а)

IMG_20240806_122932.jpg



_________________
достаточнее предположенных
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13521

644509СообщениеДобавлено: Пт 09 Авг 24, 11:02 (5 мес. назад)     Ответ с цитатой

В 1968 г выходила англоязычная книга-перевод Масааки Хаттори главы Пратьякшапариччхеда из Праманасамуччаи с комментами.
_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по праманаваде Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.029 (0.201) u0.013 s0.002, 23 0.015 [284/0]