Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Книга В. Г. Лысенко «Индийские философы о природе восприятия: Дигнага и его оппоненты


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по праманаваде
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 3970

615615СообщениеДобавлено: Вт 20 Дек 22, 17:37 (1 год тому назад)    Книга В. Г. Лысенко «Индийские философы о природе восприятия: Дигнага и его оппоненты Ответ с цитатой

https://buddhadharma.ru/product/indiyskie_filosofy_o_prirode_vospriyatiya_dignaga_i_ego_opponenty/
Автора этой книги и нескольких других (в т. ч. в свободном доступе в инете) интересует пратьякша и насколько она связана с «ментальным конструированием» (викальпа).
В книге имеется перевод «Вимшика-карика-вритти» Васубандху, «Аламбана-парикша-вритти» и «Праманасамуччая-вритти» (глава 1 «Пратьякша») Дигнаги.
Основные положения из «предисловия к переводам» (сделал в виде таблицы, но не знаю, как тут таблицы прикреплять):

Три викальпы:
Свабхава-викальпа
Свабхава-викальпа
Природное, естественное конструирование
Первичная дифференциация объекта – минимальное конструирование объекта – свабхава всех виджнян.
Характеризуется как витарка, но не как вичара – разные мнения, почему так.
«Виджняна» так называется, поскольку она «дифференцирует, отбирает, выбирает» (виджанатити) - определенную сферу своей деятельности (аятана, гочара, вишая – 5 «каналов» - от зрительного до осязания).
Направлена на объект

Анусмарана-викальпа
Анусмарана-викальпа
Конструирование различий на основе памятования (способность исследовать объект (серию моментов объекта) с большей точностью и в виде серии моментов исследования). Для этого нужны праджня, витарка, вичара, самджня.
Направлена на 1. воспринимаемый в том числе и в прошлом объект; 2. на его обозначение (категорию\концепт? – для не знающих обозначений; концепт и образ?). Курсив - от меня

Нирупана (абхинирупана)-викальпа
Конструирование различия на дискурсивном уровне (суждение, вывод, воззрения, мнения) – интерпретация явлений.
Направлена на имя (категорию\концепт + имя?).
Не функционирует в дхьянах.

В чувственной виджняне есть (функционирует) только первая викальпа, поэтому чувственная виджняна –авикальпа (последние две
викальпы присутствуют, но не активированы, не задействованы)

Чувственная виджняна
(объекты - только теперешнее).
Обязательно сопровождается памятованием (функция - вспоминание) и праджней (различение), но эти дифференцирующие функции выражены слабо (дифференцируют, распознают сферу деятельности конкретной виджняны из пяти, но в виде суждения об объекте – нет.
Реализуется через витарку и вичару, которые по определению осуществляются манасом, т.е. являются ментальными

Ментальная виджняна
(объекты трех времен).
Обязательно сопровождается памятованием и праджней, а также дифференциацией в виде суждения об объекте.
Ментальная праджня (сопровождающая ментальную виджняну) в нейогическом (без дхьян) состоянии может быть либо тождественной ментальной виджняне по самой своей природе (свабхава) (у вайбхашиков читта и чайтта отличны по сущности), состоящей в распознавании и идентификации внутренних состояний (дхарм), либо реализоваться дискурсивно – через конструирование определения (абхинирупана-викальпа.)
К нему относятся (им осуществляются) витарка и вичара (определяются как мано-джалпа – «бормотание ума», «ментальное бормотание).
Витарка – другое имя «самкальпа» («дифференцирующая рефлексия»)

Витарка и вичара
Праджня+самджня -> витарка (действует как способ конструирования объекта; поскольку витарка получает вклад от самджни, то может называться самкальпой; характеризует пять сенсорных виджнян; связана с праджней, напрвлена на внешние объекты, которые схватывает «грубо» - приблизительно, в общем) -> чувственная виджняна. Поэтому свабхава-викальпа – только витарка (= самкальпа) – действует в отношении объекта грубым образом – рудиментарная дифференциация чувственного познания, предельно общее схватывание объекта в качестве особого вида. Нет сравнения и связывания, опирающихся на памятование (анусмарана) прошлого опыта с этим объектом и определение (анурупана), поэтому нет и абхинирупана-викальпы.
Вичара – тонкая форма сознания, благоприятная для умственной виджняны; характеризует ментальную виджняну, связана с праджней, которой содействуют суждение и различение – тогда функционирует праджня, связанная с суждением и различением через приписывание имени (отнесение к категории?)
Все разновидности викальпы существуют в каждом моменте чувственной виджняны, но следует дифференцировать силу их соучастия друг в друге (сабхага) и в процессе в целом

Витарку и вичару можно назвать «рудиментарными» «инстинктивными» «автоматизмами»

Витарка
(другое имя витарки - самкальпа (идея/концепция);
В сенсорном сознании витарка получает вклад от самджни и поэтому может называться самкальпа)

Витарка в сарвастиваде
Является проекцией как причиной сенсорных сознаний;
Действует как каузальный фактор в сфере сенсорных виджнян;
Характеризует пять сенсорных виджнян;
Функционирует в сенсорных виджнянах;
В чувственном познании обеспечивает схватывание чистого объекта (васту-матра), грубо определенного как нечто, без познания его природы, поэтому
рассматривается сарвастивадой как причина лишь сенсорного познания, о котором сказано, что оно лишено способности к определению (абхинирупана) объекта

в саутрантике
В чувственном познании обеспечивает схватывание чистого объекта (васту-матра), грубо определенного как нечто, без познания его природы;
Связано исключительно с ментальной виджняной;
Витарка и вичара существуют не одновременно, а поочередно, сменяя друг друга, составляют разные состояния самого сознания;
Внутренняя, неартикулированная речь (мано-джалпа), характеризуемая поиском или обследованием\исследованием, имеющая своей опорой намерение (четана) или понимание (праджня), в зависимости от статуса (авастха) – несвязанности (если витарку определяет четана) или связанности (если витарку определяет праджня) с логическим выводом, соответственно

Вичара
В сарвастиваде
Согласуется с возникновением ментального сознания (действует как каузальный фактор в сфере ментальной виджняны), поэтому Сангхабхадра определяет свабхава-викальпу как только витарку;
Функционирует в сенсорных виджнянах

В саутрантике
Связано исключительно с ментальной виджняной;
Витарка и вичара существуют не одновременно, а поочередно в сфере ментальной виджняны, сменяя друг друга, составляют разные состояния самого сознания;
Внутренняя, неартикулированная речь (мано-джалпа), характеризуемая оценкой, суждением, имеющая своей опорой намерение (четана) или понимание (праджня), в зависимости от статуса (авастха) – несвязанности (если витарку определяет четана) или связанности (если витарку определяет праджня) с логическим выводом, соответственно;
Только в случае ментального сознания, на стадии, представленной вичарой, когда мышление достаточно тонкое, объект может быть должным образом определен как «это есть то»
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по праманаваде Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.020 (0.590) u0.010 s0.000, 18 0.010 [242/0]