Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Четана и анатта

Страницы Пред.  1, 2
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2020

602404СообщениеДобавлено: Пн 25 Апр 22, 10:14 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:
Цитата:
Нет никакой "безличности". Это выдуманное при переводе слово.

Вместо личности можно поставить "самость", "я" - дело не в переводе.

Как раз в нем. Почему в науке так дотошно определениями у явлений занимаются? Потому что если слово не подходит, передает природу частично, искажает, то никакого понимания не будет. Это указано причиной неосвобождения в АС - неточные слова.

В науке конкретные слова вообще не имеют никакого значения - оно появляется в контексте употребления, поэтому-то в науке сплошь и рядом фигурируют конструкции типа:
"Пусть цвет - это определенная длина волны отраженного света". Понятие цвета в физике и в живописи имеет совершенно разный смысл - без контекста никак нельзя.

Поэтому, каким бы ни был (профессиональный) перевод, или на какой язык бы не переводилась суттанта, смысл её всегда передаётся адекватно при прочтении достаточного объёма для образования критической массы контекста. Логика человеческая (главная логика, а не её подклассы) - она одна, на любых языках и в любых условиях.
Чтобы понять буддийский смысл слова "неведение", нужно прочитать достаточный объём текста суттанты, в котором оно употребляется. Смысл слова порождает текст, смысл знака порождает множество его употреблений
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12536

602449СообщениеДобавлено: Вт 26 Апр 22, 01:28 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

У вас деление на ноль очередное. То слова не важны, то они важны в контексте... Я значение контекста и не оспаривал. Вы это сами придумали. Важны и понятия и контекст. И если у вас анатма переведена "безличностью" с психологическим бэкграундом, то вы и не понимаете ничего. Какой бы там контекст не был. О чем вы сами и написали тут несколько раз.
_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2020

602572СообщениеДобавлено: Чт 28 Апр 22, 00:27 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Джавана - это читта? Читта.
Откуда в джаване появляется каммическая информация?
Откуда джаваны знают вкус объекта в случае с поедаемым манго?

Человек спит у подножия дерева - бхаванга.
Падение созревшего манго - удар в сенсорную дверь.
Пробуждение - сознание направляется к объекту.
Человек открывает глаза и смотрит - сознание глаза видит.
Взятие манго рукой - получающее сознание.
Сжимание фрукта - исследующее сознание.
Обоняние манго - определяющее сознание.
Поедание манго - джаваны испытывают вкус объекта.
Глотание фрукта с наслаждением - регистрирующее сознание.
Засыпание после всего - впадение назад в бхавангу.

Всё понятно, кроме джаван - откуда они "знают" вкус объекта?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30508

602579СообщениеДобавлено: Чт 28 Апр 22, 09:53 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Ven. Bhikkhu Bodhi explains Javana thus:

“Javana” is a technical term of Abhidhamma usage that is best left untranslated. The literal meaning of the word is “running swiftly.” As a function of consciousness, it applies to the stage of the cognitive process that immediately follows the determining stage 76 and consists of series of cittas (normally seven, all identical in kind) which “run swiftly” over the object in the act of apprehending it. The javana stage is the most important from an ethical standpoint, for it is at this point that wholesome or unwholesome cittas originate.
Джавана - не сущность, а процесс.


Ответы на этот пост: LS Сергей
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2020

602581СообщениеДобавлено: Чт 28 Апр 22, 11:26 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Джавана - не сущность, а процесс.

Джавана - одна из функций сознания, читты. Также, как например, функция читты бхаванга - это определенная для каждого индивида читта со своим предсмертным объектом прошлой жизни, реализующая непрерывность и целостность конкретного индивида.
То есть, по сути, джавана - это некая, конкретная в каждом случае читта, генерирующая каммическую функцию.
Отсюда и вопрос: каким образом и откуда читта получает каммическую информацию, окраску, наполнение? Ясно, что через четасику четана (воление) - но каким образом и откуда?
Понятно, что здесь речь идёт в терминах и контексте философии абхидхаммы.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48481

602583СообщениеДобавлено: Чт 28 Апр 22, 11:36 (2 года тому назад)    Re: Четана и анатта Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:
Здравствуйте.

Проясните, пожалуйста, как соотносятся безличность и воление?
Четвертая универсальная этически вариабельная четасика воление (четана) имеет дело, согласно абхидхамме, с актуализацией цели, её функция заключается в аккумулировании каммы. Однако, если всё обусловленно, не понятно, какой объект осуществляет генерирование этой каммы? Само понятие цели как будто подразумевает что есть кто-то, для кого она, эта цель, существует. Этот кто-то - что или кто? Бхаванга? Но бхаванга - это всего лишь пассивный фон, сама по себе она, прерываясь, никак не участвует в ментальных процессах? Что же тогда? Каким образом происходит выбор того или иного сочетания читты-четасик в ментальном процессе? Кто или что выбирает, какие последовательности джаван будут сгенерированы?

Нет только вечного и постоянного, что волит и осознаёт, или контролирует волю и сознание. А сами все процессы есть. Цели, конечно, есть.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30508

602594СообщениеДобавлено: Чт 28 Апр 22, 19:00 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:
Горсть листьев пишет:
Джавана - не сущность, а процесс.

Джавана - одна из функций сознания, читты. Также, как например, функция читты бхаванга - это определенная для каждого индивида читта со своим предсмертным объектом прошлой жизни, реализующая непрерывность и целостность конкретного индивида.
То есть, по сути, джавана - это некая, конкретная в каждом случае читта, генерирующая каммическую функцию.
Отсюда и вопрос: каким образом и откуда читта получает каммическую информацию, окраску, наполнение? Ясно, что через четасику четана (воление) - но каким образом и откуда?
Понятно, что здесь речь идёт в терминах и контексте философии абхидхаммы.
То есть, вы спрашиваете: откуда сознание берёт определения, которыми определяет воспринимаемое? Какие есть варианты?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2020

602597СообщениеДобавлено: Чт 28 Апр 22, 19:52 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Спасибо
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Андрей Васильев



Зарегистрирован: 20.10.2021
Суждений: 115

602764СообщениеДобавлено: Сб 30 Апр 22, 01:37 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:
Цитата:
Нет никакой "безличности". Это выдуманное при переводе слово.

Вместо личности можно поставить "самость", "я" - дело не в переводе.

Вот, например, цитата из Будды:
Цитата:
Когда благородный ученик таким образом понял неблагое и корень неблагого, благое и корень благого, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти, разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт конец страданиям.
МН 9

Дело не в словах. Вопрос в том, чтобы понять механизм работы сознания, найти источник самоидентификации индивида
Анатта следствие аниччи. "Я" каждое мгновение разное.
_________________
Тодзан сказал собравшимся монахам: - Слова ничего не выражают, словами делу не поможешь, верящий в слова неминуемо погибнет, повторяющий чужие слова подвергнется заблуждению
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.024 (0.449) u0.011 s0.002, 18 0.012 [252/0]