Речь шла про осознание, как отличное от бессознательного, то есть, про наличие предмета в сознании.
Хорошо сказано! Но понимание приятно/неприятно "предметом в сознании" не является. "Наличие предмета в сознании" - это когда появляется сам предмет, к примеру, холод. Т.е. сначала ощущение - "неприятно" (не предмет), а потом распознавание ощущения - "холод" (потому и неприятно).
Речь шла про осознание, как отличное от бессознательного, то есть, про наличие предмета в сознании.
Хорошо сказано! Но понимание приятно/неприятно "предметом в сознании" не является. "Наличие предмета в сознании" - это когда появляется сам предмет, к примеру, холод. Т.е. сначала ощущение - "неприятно" (не предмет), а потом распознавание ощущения - "холод" (потому и неприятно).
Холод может быть и приятным, а не приятным быть чрезмерное тепло.
В ситуации когда человек испытывает вялость, слабость, он не сразу может понять с чем это связано. Потом понимает - что долго не спал, или что он заболел, например подхватил простоду.
Но может быть ситуация когда человек испытывает раздражение, страх, беспокойство (и ведет себя в соответствии с этим), но не знает причины раздражения, страха, беспокойства. Если он начнет анализировать, то может понять что именно его беспокоит, чего именно он боится. Но если он не будет задумываться об этом, не поймет причины, не проанализирует и не устранит их, то так и будет продолжать раздражаться, испытывать страх и беспокойство в аналогичных повторяющихся ситуациях.
Если причины раздражения, страха и беспокойства заложены в детстве или просто давно и уже забылись обстоятельства, то поведение человека будет подвержено этим не осознанным причинам. Эти причины будут вытеснены в бессознательную часть психики.
Речь шла про осознание, как отличное от бессознательного, то есть, про наличие предмета в сознании.
Хорошо сказано! Но понимание приятно/неприятно "предметом в сознании" не является. "Наличие предмета в сознании" - это когда появляется сам предмет, к примеру, холод. Т.е. сначала ощущение - "неприятно" (не предмет), а потом распознавание ощущения - "холод" (потому и неприятно).
Не раз встречал объяснение, что в пяти скандхах четыре (ведана-самджня-самскара-виджняна) относятся к психическому, то есть к области сознания. Соответственно, ведана - это уже область сознания.
Проблема возникает, когда мы добавляем понятие "осознание". Потому, что этот термин обозначает и процесс, и результат психической деятельности. То есть, мы вводим разделение содержания сознания на осознанное и неосознанное. Я полагаю, что это разделение было понятно и древним - потому что сатипаттхана это практика развития осознанности психических фенгменов - практика "осознания сознания" (извините за каламбур).
Ведана это приятно\неприятно. Это всегда сознательное, по определению. А у вас добавлено незнание причин неприятного. Это уже не ведана.
Приятно/неприятно что? Вот когда мы знаем, что именно неприятно - тогда сознательное. А до того - просто ощущение (приятно/неприятно).
Ведана - всегда объект сознания. Невозможно бессознательное приятно\неприятно.
Крайне странно, что кто-то думает иначе и спорит.
А вы можете объяснить что такое приятно и неприятно?А если знаете,то где между ними граница,где приятное переходит в неприятное?И откуда вы знаете что приятное это точно приятное? _________________ Свобода или смерть Бессмыслие или смысл.
Что это за "вы"? Что за клуб сумасшедших, делящих сознание на сознание и не сознание?
Ощущение приятно-неприятно есть и у растений, и у простейших существ, у которых с сознанием как-то не очень. Тем не менее и растения, и простейшие организмы бессознательно (сознания-то у них нету) стремятся к тому, что для них приятно (обыкновенно к свету и теплу). А всяко-разно обзываясь, вы как будто бы бессознательно стремитесь к тому, чтобы поскорее выгнать отсюда оставшихся собеседников. Предлагаю вам подумать над причинами этого вашего бессознательного стремления.
Что это за "вы"? Что за клуб сумасшедших, делящих сознание на сознание и не сознание?
Ощущение приятно-неприятно есть и у растений, и у простейших существ, у которых с сознанием как-то не очень. Тем не менее и растения, и простейшие организмы бессознательно (сознания-то у них нету) стремятся к тому, что для них приятно (обыкновенно к свету и теплу). А всяко-разно обзываясь, вы как будто бы бессознательно стремитесь к тому, чтобы поскорее выгнать отсюда оставшихся собеседников. Предлагаю вам подумать над причинами этого вашего бессознательного стремления.
У кого с сознанием "не очень", у тех и веданы нет. Это очевидное. _________________ Буддизм чистой воды
Ведана это приятно\неприятно. Это всегда сознательное, по определению. А у вас добавлено незнание причин неприятного. Это уже не ведана.
Приятно/неприятно что? Вот когда мы знаем, что именно неприятно - тогда сознательное. А до того - просто ощущение (приятно/неприятно).
Ведана - всегда объект сознания. Невозможно бессознательное приятно\неприятно.
Крайне странно, что кто-то думает иначе и спорит.
А вы можете объяснить что такое приятно и неприятно?А если знаете,то где между ними граница,где приятное переходит в неприятное?И откуда вы знаете что приятное это точно приятное?
Приятное\неприятное - это дхармы, то есть, далее нередуцируемые единицы опыта. Такие вещи люди знают на основе своего опыта, а не через объяснения. Слова указывают на нечто в вашем опыте, и вы понимаете, о чем речь. Или не понимаете и проходите мимо. _________________ Буддизм чистой воды
Но может быть ситуация когда человек испытывает раздражение, страх, беспокойство (и ведет себя в соответствии с этим), но не знает причины раздражения, страха, беспокойства.
"Раздражение, страх, беспокойство" - это уже распознавание ощущения приятно-неприятно. Сначала ощущение (неприятно), от которого стремится увернуться даже червяк (легонько ткните в него палочкой - увидите). Потом распознавание (санья), что именно приятно-неприятно (к примеру, неприятно беспокойство), которое червяк, не обладающий развитым сознанием, вряд ли способен произвести.
У кого с сознанием "не очень", у тех и веданы нет. Это очевидное.
Когда собеседник говорит "это очевидное", то как правило ему просто ответить нечего. Очевидно как раз то, что и червяк, и медуза и даже плесень прекрасно отличают приятное от неприятного и бессознательно устремляются к приятному.
У кого с сознанием "не очень", у тех и веданы нет. Это очевидное.
Когда собеседник говорит "это очевидное", то как правило ему просто ответить нечего. Очевидно как раз то, что и червяк, и медуза и даже плесень прекрасно отличают приятное от неприятного и бессознательно устремляются к приятному.
Вы приписываете переживание "приятности" не "живым существам" (плесени). Просто глупость. Физиологические и т.п реакции - это еще не приятно\неприятно, не ведана. _________________ Буддизм чистой воды
Вы приписываете переживание "приятности" не "живым существам" (плесени). Просто глупость. Физиологические и т.п реакции - это еще не приятно\неприятно, не ведана.
Действительно, растения в буддизме не рассматриваются, хотя есть исследование о том, что растения "узнают" человека, который причиняет им вред или, напротив, ухаживает. Что же до физиологических реакций простейших жс на ощущения "неприятного", то они ничем не отличаются от бессознательного стремления человека отбросить "неприятное" или избегнуть его. Разница заметна лишь на следующем этапе распознавания ощущений, который для человека возможен, а для простейших - нет.
Вы приписываете переживание "приятности" не "живым существам" (плесени). Просто глупость. Физиологические и т.п реакции - это еще не приятно\неприятно, не ведана.
Действительно, растения в буддизме не рассматриваются, хотя есть исследование о том, что растения "узнают" человека, который причиняет им вред или, напротив, ухаживает. Что же до физиологических реакций простейших жс на ощущения "неприятного", то они ничем не отличаются от бессознательного стремления человека отбросить "неприятное" или избегнуть его. Разница заметна лишь на следующем этапе распознавания ощущений, который для человека возможен, а для простейших - нет.
"Бессознательного стремления" не бывает, это глупость. Если "простейшие" у вас это "живые существа", то они имеют сознание и осознают приятное\неприятное. Если не имеют - то они не живые существа. _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы